изучение эмоций, продолжают подтверждаться экспериментально (Hohman, 1966; Laird, 1974; Laird &
Bresler, 1990) и клинически (Bandler & Grinder, 1979).
«Короче говоря, существует теоретическая основа и экспериментальное подтверждение в пользу
предположения о том, что эмоция это в основном интерпретация поведения» (Averill, 1980, р. 161).
Критика этой теории основана на предположении о том, что нет четко выраженной связи между
эмоциональными состояниями и типами физиологического возбуждения (Cannon, 1927). Однако, по
мнению Джеймса, «эмоции различных индивидуальностей могут быть безгранично разнообразными», и
далее Джеймс цитирует Ланге (Lange): «Нам всем приходилось наблюдать, что в радостной ситуации
люди хранят молчание вместо того, чтобы говорить о своей радости... [Мы] наблюдали, как горюющий
человек предавался громким стенаниям вместо того, чтобы молчаливо сидеть, опустив голову, и т. д.
(1890, vol. 2, р. 454)». Таким образом, современные исследователи полагают, что эмоции не существуют
без возбуждения (Schacter, 1971) и что типы возбуждения индивидуальны, повторяемы и предсказуемы
(Shields & Stern, 1979).
Работа Шактера и Сингера (Schacter and Singer, 1962) показала, что, когда люди не понимают
истинной причины своего эмоционального возбуждения, они соотносят свои чувства с внешними
проявлениями. Вместо того чтобы полагаться на свои внутренние побуждения, они объясняют их
влиянием окружающей среды и социальными условиями, которые действительно могут противоречить
их чувствам. Метод исследования с так называемой ложной посылкой, при которой испытуемые
получают ложную информацию о применяемых лекарствах или проводимых процедурах, этот метод
согласуется с указаниями Джеймса и моделью Шактера (Schacter) (Winton, 1990).
Если испытуемые
знают, почему они возбудились (например, им сообщили, что их состояние возникло из-за побочного
воздействия лекарства), у них меньше возможностей объяснять свои чувства причинами,
несоответствующими действительности.
Событие плюс индивидуальность субъекта плюс обстановка все это определит переживаемую
им эмоцию. Наши эмоции основаны на наших физических реакциях плюс наше восприятие ситуации, а
не только на физических ощущениях.
Основное положение теории Джеймса частично подтверждается успехами в психофармакологии.
Возрастает количество специфических эмоциональных реакций, которые можно вызвать, подавляя или
стимулируя физиологические процессы при помощи лекарств. Лекарства обычно распределяются по
группам в зависимости от того, какие изменения они приносят настроению. При помощи ежедневных
доз таких лекарств можно контролировать или даже устранять те эмоциональные трудности, которые
испытывают душевнобольные. Нет сомнения в том, что именно соображения Джеймса легли в основу
нескольких исследовательских работ, касающихся эмоций и возбуждений (Berkowitz, 1990; Blascovich,
1990; Buck, 1990).
Неподверженность эмоциям. Джеймс утверждал, что для организма лучше всего подходит
баланс между полной отрешенностью от эмоций и активным выражением чувств. Он цитирует Ханну
Смит (Hannah Smith)»:
«Пусть эмоции приходят и уходят... не придавайте им значения ни в том, ни в другом случае...
Они действительно не являются показателями вашего душевного состояния, они всего лишь показатели
вашего темперамента или вашего физического состояния на данный момент» (1899а, р. 100).
Для размышления. Тело и эмоция
Джеймс считает, что его теория эмоций является наиболее удобной для наблюдения за так
называемыми «грубыми» (основными) эмоциями любовью, гневом и страхом. Вы можете наблюдать
взаимодействие между физическими ощущениями и чувствами на следующем опыте.
Часть I
1. Заставьте себя рассердиться. Воображайте человека, ситуацию или политическую фигуру,
которые вам активно не нравятся. Пусть эта эмоция укрепится: измените позу, пусть ваши руки сожмутся
в кулаки, зубы стиснутся, нижняя челюсть выдвинется слегка вперед и вверх. Осознайте эти или какие-
то другие физические изменения. Если вы работаете парами, пусть ваш партнер отмечает, как меняется
ваша поза и как изменяется напряжение мышц.
2. Расслабьтесь: подвигайтесь, встряхнитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Пусть эта
|