начальной школе. «Перед любым преподавателем стоят две задачи: первая он должен обладать
знаниями и передавать их другим; вторая он обязан давать правдивую информацию. Первая задача
очень важна и признана официально. Меня заботит только вторая» (H.
James, vol. 2, p. 268). Самые
читаемые книги Джеймса это книги, посвященные проблемам образования; его лекции для учителей
были очень популярны. В книге «Беседы с учителями про психологию и со студентами про идеалы,
которым стоит подражать» (1899 а) Джеймс взглянул на мастерство и практику педагога с точки зрения
психолога. Он высказал предположение, что дети от рождения наделены интересом и способностью к
обучению, поэтому в задачу преподавателя входит создание психологического климата, помогающего
естественному процессу обучения. Отсюда понятно, что для успешного образования важен не столько
объем информации, сколько воспитание в учащихся желания учиться. Преподаватель должен научить
детей контролировать свое поведение, это поможет усваивать учебный материал. «Больше всего мне
хочется, чтобы учитель был в состоянии понять особенности психики ученика и по возможности мог
отнестись к ним сочувственно» (1899 а, р. V).
«Человеку, предложившему, чтобы в медицинской школе вместо лекций рассматривалась
«система случаев», он сказал: «Я думаю, вы совершенно правы, но ваш ученый профессор непременно
взбунтуется. Ему гораздо больше нравится сидеть и слушать звуки своего приятного голоса, чем
руководить спотыкающимися умами студентов»» (Perry, quoting James, 1935, vol. 1, p. 444).
«Внимание добровольно не удерживается длительное время на одном и том же, оно приходит и
уходит» (James, 1899 а, р. 51).
Сам Джеймс с пониманием относился к тому факту, что профессии учителя как бы изначально
присущи некоторые личностные недостатки.
«Опыт научил меня, что в интеллектуальном отношении учителя менее свободны, чем любая
другая категория людей. Учитель выворачивается наизнанку, чтобы понять вас, но если до его сознания
когда-нибудь дойдет что-то сказанное вами, он уляжется на эту информацию всей тяжестью своих
понятий, точно корова на пороге дома, так что ни войти, ни выйти. Он никогда не забудет усвоенной
информации и не сможет воспринять ничего другого, что бы вы ни говорили и ни делали. Свое мнение
о вас он унесет в могилу, как шрам на собственном лбу» (James in: Perry, 1935, vol. 2, p. 131).
Учителю необходимо поощрять в детях способность к устойчивому вниманию. Устойчивое
внимание к одному предмету или к одной идее несвойственно ни детям, ни взрослым. Узор
нормального сознания прерывист, мысли скользят от одного к другому, необходимо тренироваться, пока
эта тенденция не изменится и периоды сфокусированного внимания не будут становиться все длиннее.
Для того чтобы ребенок нормально развивался, учитель должен вовремя заметить, что внимание
ученика улетучивается, и постараться не допустить этого. «Прежде всего учителю необходимо
преодолеть непроизвольный и пассивный характер внимания... из-за которого порой кажется, что
любой объект может так привлечь внимание ребенка, что он полностью теряет контроль над собой и
забывает, где он и чем занимался» (1890, vol. 1, p. 417).
Джеймс высказал несколько предложений, полезных для учительской практики. Во-первых,
содержание предмета должно иметь отношение к жизненным интересам учеников. Они должны видеть,
что между изучаемой дисциплиной и их потребностями имеется связь, какой бы отдаленной она ни
была на самом деле. Такой подход сразу привлекает ребенка, хотя его внимание поначалу не слишком
устойчиво. Во-вторых, для того чтобы сохранить интерес к занятиям, предмет следует порой обогатить
дополнительной информацией, поскольку, если «предмет слишком однообразен, удержать внимание
учеников невозможно» (1899 а, р. 52).
Джеймс всегда отвергал наказание как средство обучения, как и Скиннер (Skinner) 50 лет спустя.
Вместо того чтобы наказывать учащихся, Джеймс предложил занимать их интересной работой. Он
полагал, что в классе следует больше времени уделять активной практике, а не пассивным занятиям.
Цель здесь заключается не в том, чтобы выполнить те или другие задания, а в укреплении способности
учащихся контролировать и фокусировать внимание. Миссия преподавателя будет выполнена, если
ученик приобретет необходимые для занятий навыки и привычку учиться, благодаря чему в дальнейшем
он сможет охотно и серьезно изучать избранный предмет.
|