предаются забвению, но никому, даже его самым суровым критикам, не приходило в голову, что
Джеймсом когда-либо руководило что-то иное, кроме вдохновения.
Психология сознания
Определяя границы психологии, Джеймс утверждал, что эта дисциплина должна основательно и
документально изучать все возможные состояния человеческой психики, их происхождение и связь с
физическими и физиологическими показателями, чтобы приносить пользу образованию, медицине,
религии и любой другой человеческой деятельности, которая нуждается в контроле разума (1892 b). Он
исследовал широкий спектр состояний сознания и при этом не проводил четкую границу между
нормальным и аномальным в сознании. Часто его работы, касающиеся измененных и религиозных
состояний сознания, гипноза и паранормальных состояний, оставались непонятными и просто
игнорировались. Однако по мере того как психология стала использовать новые методы исследований,
эти области вновь стали активно изучаться. «Сознание... становится полем для активных исследований
из-за огромного интереса, который люди проявляют к различным областям психологии в ее широком
понимании» (Goleman & Davidson, 1979, p. XVII). Профессиональные ассоциации, такие, как Biofeedback
Research Society (Общество исследований обратной биологической связи) и Association of Transpersonal
Psychology (Ассоциация трансперсональной психологии), издают свои журналы и поддерживают новые
направления исследований. Стали регулярно появляться научные статьи, касающиеся исследований
сознания. Однако растущий интерес к проблемам сознания, проходящий через множество дисциплин,
пока не принес значительных плодов и многие вопросы все еще остаются без ответа. По мнению
нобелевского лауреата Роджера Сперри, это происходит отчасти потому, что по мере того, как меняется
научное мировоззрение, изменяется и взгляд на загадку сознания (1995).
«Все знания, которые мне удалось получить, приводят меня к мысли, что мир нашего
сегодняшнего сознания это всего лишь один из многих существующих миров и что в этих других
мирах, должно быть, содержатся другие возможности познания, которые имеют значение и для нашей
жизни, и что хотя в основном опыты тех миров и опыты нашего существуют дискретно, все же в
некоторых точках миры сознания смыкаются, существуя как продолжение один другого, и проникаются
более высокими энергиями» (James, 1902/1958, р. 391).
Для развития теории личности оказались весьма полезны достижения в некоторых областях
науки. Исследовательские находки, связанные с психоделиками, обратной биологической связью,
медитацией и гипнозом, во многом изменили сам подход к вопросам сознания и природы реальности.
Новые методы, новые инструменты, а также возродившаяся готовность исследовать субъективные
феномены обеспечивают научное обоснование философским размышлениям Джеймса.
У нас все еще нет ответа на вопрос, что такое сознание, возможно, на данном этапе это
вообще недостижимо, но мы все больше узнаем о содержании сознания и о формах, которые оно
принимает. Орнштейн (1972), как многие другие исследователи всех времен, считает, что нельзя понять,
что такое сознание, используя исключительно объективный подход. «На этот вопрос нельзя дать
простой, как определение в учебнике, ответ; ответы должны приходить к каждому исследователю как
результат его экспериментов» (р. IX).
Измененные состояния сознания можно получить через гипноз, медитацию, психоделики,
глубокую молитву, а также сенсорную депривацию, острый психоз. Бессонница или посты могут
способствовать появлению таких состояний. Эпилептики или люди, страдающие мигренью, часто
переживают измененные сознания, находясь в ауре, предшествующей приступу. Изменение сознания
может произойти и в результате какой-то гипнотической монотонности, как в одиночном полете на
большой высоте в реактивном самолете. Электронная стимуляция мозга, воздействие на мозг
посредством управления альфа- или бета-ритмами мозга, проявление ясновидения или телепатии,
тренировка релаксации, изолированное существование (как, например, где-нибудь в Антарктиде), а
также светостимуляция (свет, мигающий на определенных скоростях) могут способствовать острым
изменениям сознания (Ferguson, 1973, р. 59).
В настоящее время внимание исследователей переключилось с проблемы индуцирования тех или
|