дальнейших научных трудов. Практически все работы Скиннера после 1930 года можно рассматривать
как развитие, переработку, кристаллизацию идей, которые были намечены в его первой книге.
После 9 лет, проведенных в Миннесоте, он возглавил кафедру психологии Университета штата
Индиана. Тремя годами позже Скиннер уезжает в Гарвард, где и работает с небольшими перерывами до
самой смерти. Прекратив преподавательскую деятельность, он продолжал писать. Поздние публикации
включают в себя 3-томную биографию (Skinner, 1976b, 1979a, 1984a), популярную книгу, посвященную
проблемам пожилого возраста (Skinner & Vaughan, 1985), статьи по психологии и несколько эссе,
критикующих традиционную психологию, которая, как он считал, сбилась с правильного пути (Skinner,
1987a, 1989, 1990а).
Продолжая исследовать поведение животных, Скиннер находил время и силы для применения
своей изобретательности в других сферах. В 1945 году он сконструировал вентилируемую детскую
кроватку приспособление, которое прославило его на всю страну. Дно этой обнесенной стеклом
кроватки, температуру воздуха в которой можно было регулировать, было сделано из гигроскопического
материала. Внутри нее ребенок мог свободно передвигаться без обременяющих пеленок, подгузников и
другой одежды. Водопоглощающее дно легко заменялось после загрязнения. Первое появление такой
кроватки вызвало бурный всплеск интереса. Однако то, что ребенок находился за стеклянной стенкой, а
не просто за перегородкой, как в обычной кроватке, слишком уж противоречило существующим
стереотипам. Несмотря на то что Скиннер успешно использовал такую кроватку для одного из своих
собственных детей, она все же не стала популярной.
«Мой опыт общения с американскими промышленниками неутешителен. Никто из них так и не
понял преимуществ изобретенной мною детской кроватки» (Skinner in: Goodell, 1977).
Размышляя о причинах, которые привели его к изобретению подобной кроватки, Скиннер писал:
«Я должен сознаться, что мною руководил определенный интерес. Если, как многие люди
утверждают, первый год жизни ребенка является исключительно важным в определении характера и
личности, то тогда надо самым тщательным образом вести контроль за поведением ребенка в этот
период, тем самым выявляя основные переменные» (1979, р. 290).
Следующим изобретением Скиннера для его ребенка стал музыкальный ночной горшок, который
так и не был реализован на практике (Skinner, 1989).
«Очень мало кому из женщин нравится моя книга «Второй Уолден», а ведь идея феминизма
прослеживается в ней красной нитью» (Skinner in: Goodell, 1977)
В 1948 году вышла его книга Walden Two («Второй Уолден»). Эта повесть, созданная несколькими
годами ранее, представляла собой описание утопии, построенной на основных принципах
бихевиоризма, первая попытка Скиннера транспонировать свои лабораторные открытия на
человеческое общество. Несмотря на то что сразу после появления эта книга пользовалась сравнительно
небольшим спросом, со временем она становилась все более и более популярной, вызывала бурные
дискуссии, и к сегодняшнему дню распродано более 3 млн. экземпляров. Для самого Скиннера создание
повести было важным опытом. «Я написал мою утопию за семь недель. Утром я набрасывал короткую
главу, сразу же печатал ее на машинке и очень мало редактировал... Некоторые части были написаны на
таком эмоциональном подъеме, которого я никогда не испытывал до этого ни при каких других
обстоятельствах» (1979 а, р. 297-298). «Это, вне всякого сомнения, было рискованное предприятие,
самоанализ, в процессе которого я боролся за то, чтобы примирить две стороны моего собственного
поведения, представив их в виде двух главных героев (Burris и Frazier)» (1967 а, р. 403). Создание
«Второго Уолдена» разительно отличалось от обычного стиля работы Скиннера: «Вообще я пишу очень
медленно. Для, каждого слова в моих тезисах мне требуется две минуты, и это до сих пор так. Через 34
часа ежедневной работы я в конечном счете едва могу наскрести около сотни годных для печати слов»
(1967а, р. 403).
По последовательности, в которой выходили книги Скиннера, легко определить, как менялись
его идеологические принципы по мере того, как исследования продвигались все дальше и дальше,
отталкиваясь от практических опытов. Здесь следует упомянуть такие работы, как Science and Human
Behavior («Наука и человеческое поведение», 1953), The Technology of Teaching («Техника обучения»,
1968), Cumulative Record («Суммирование наблюдений», 1959, 1961), Beyond Freedom and Dignity («По
ту сторону свободы и достоинства», 1971), About Behaviorism («О бихевиоризме», 1974), Reflections on
|