культуре подкреплений.
Эффективность денег как подкрепления не ограничивается человеческой расой. Опыты показали,
что шимпанзе могут работать за жетоны. Обезьян научили опускать жетоны в автоматы, раздающие
бананы, или использовать жетоны для получения другого вознаграждения. Когда обезьянам запретили
подходить к автоматам, они продолжали работать, храня получаемые жетоны до той поры, пока им
опять не разрешили пользоваться автоматами.
Режим подкрепления
Как часто и как регулярно новое поведение подкрепляется, как быстро это поведение
запоминается и как долго и часто оно будет повторяться потом? (Ferster & Skinner, 1957). Долгосрочное,
или регулярное,
подкрепление повышает скорость запоминания нового поведения. Дискретное,
или
нерегулярное, подкрепление создает более стабильное поведение, то есть поведение, которое будет
воспроизводиться даже после того, как подкрепление перестанет действовать или будет действовать
очень редко. Таким образом, исследователи установили, что для поддержания или изменения поведения
режим подкрепления не менее важен, чем само подкрепление (Kimble, 1961). Игровой автомат,
например, действует как дискретное подкрепление. Он награждает играющего совершенно нерегулярно,
но достаточно часто, чтобы сама игра на автомате быстро запомнилась и чтобы от желания поиграть
было сложно отказаться.
Если подкрепление предопределяет правильную реакцию, то обучение данному поведению
упрощается и ускоряется. Это гораздо эффективнее, нежели наказание (аверсивный контроль), так как
действие подкрепления избирательно направляет поведение на достижение заранее выбранной цели.
Контроль поведения
Скиннер, в отличие от многих психологов, заинтересованных в способах предсказаний будущего
поведения, был поглощен исследованием возможностей контролировать поведение.
«Мы все находимся под контролем того мира, в котором живем... Вопрос заключается в
следующем: этот контроль дело случая, воля тиранов или мы контролируем себя сами в меру своего
культурного уровня?
Опасность, таящаяся в злоупотреблении властью, заключающейся в контроле над поведением,
огромна. И она не уменьшается оттого, что факты скрыты от нашего знания. Мы не сможем принять
верного решения, если по-прежнему будем продолжать притворяться, будто человеческое поведение не
контролируемо, или если откажемся участвовать в этом контроле, даже если это может принести в
высшей степени полезные результаты. Подобное отношение делает нас только слабее с любой точки
зрения, оставляя силу научного знания другим. Первый шаг к разрушению тирании это полное
разоблачение всех ее механизмов контроля.
Сейчас не время для самообмана, снисходительности к себе, для анализа тех отношений, которых
на самом деле больше нет. Человек стоит перед трудным испытанием. Он должен не терять голову и
двинуться вперед, иначе для него начнется долгая дорога назад» (Skinner, 1955, р. 56-57).
Тот, кто научится изменять внешние обстоятельства, сможет контролировать поведение. Свобода
по Скиннеру это способность контролировать свое поведение.
Для размышления. Наблюдение и модификация поведения
Наблюдение и запись наблюдаемого краеугольный камень всего процесса модификации
поведения. Попробуйте сделать это, наблюдая за своим собственным поведением. Регистрируйте
наблюдения на учетных листах или миллиметровой бумаге.
Отмечайте, сколько времени вы тратите на каждый из учебных предметов. Подойдет простая
гистограмма, размеченная в часах, с отрезками для каждого предмета. Чтобы получить результирующую
линию, ведите данный график на протяжении недели, после этого вы сможете решить, какому из
предметов вам следует уделять больше времени.
На следующей неделе, занимаясь данным предметом, каждый раз создавайте для себя какое-
|