Navigation bar
  Print document Start Previous page
 317 of 726 
Next page End  

нибудь позитивное подкрепление: прочитайте главу книги, съешьте сладкое, проведите некоторое время
с другом, позвоните по телефону — в общем, делайте то, что вам нравится. Главное, чтобы
подкрепление действительно доставляло вам удовольствие. Записывайте все используемые
подкрепления и время, когда вы их применяли.
Не находите ли вы, что количество времени, которое вы тратите на данный предмет, возрастает?
Как вы думаете, что является причиной этого?
---
Какие факторы способствуют личному развитию, а какие препятствуют?
Степень развития,
по Скиннеру, отражает способность ослабить воздействие неблагоприятных
условий и сделать более успешным контроль своего поведения. Развив мышление, мы можем гораздо
лучше использовать доступные нам инструменты по предсказанию, поддержанию и контролю нашего
собственного поведения.
Невежество
Скиннер подразумевал под невежеством незнание причин конкретного поведения. Первым
шагом к преодолению этого состояния является признание своего невежества;
вторым — изменение
стиля поведения, который поддерживает существующее незнание. Необходимый шаг в искоренении
невежества — прекращение использования слов в качестве научно-аналитического метода. Следующим
примером Скиннер демонстрирует, как словесное описание наблюдаемого человеком поведения может
раскрыть видение им причин данного конкретного поведения:
«Голодного голубя заставляли ходить по часовой стрелке, подкрепляя подобное поведение
постепенным приближением корма. Студентов, наблюдавших данный эксперимент, попросили описать
свое видение происходящего. Их отчеты содержали следующее: 1. Поведение голубя было обусловлено
тем, что он ожидал получить за правильное поведение корм. 2. Голубь гулял по кругу, надеясь, что кто-
нибудь принесет ему еды. 3. Голубь заметил, что определенная модель поведения приводит к
определенному результату. 4. Голубь почувствовал, что он может получить корм именно потому что он
себя ведет так, а не иначе; 5. У птицы появилась устойчивая ассоциация между ее действиями и
приближением корма. Указанные точки зрения можно, соответственно, представить следующим
образом: 1. Поведение голубя подкреплялось с каждым правильным действием. 2. Голубь шел по кругу
до тех пор, пока кормушка не приближалась в очередной раз. 3. Определенное поведение приводило к
определенному результату. 4. Еда давалась голубю, если он совершал требуемое действие. 5. Щелчок
устройства, раскрывающего кормушку, временно обусловливал поведение голубя. Все эти утверждения
описывают разного рода подкрепления. Выражения «ожидал», «надеялся», «наблюдал», «чувствовал» и
«ассоциировал» находятся за пределами возможности описания поведения голубя. Реально
наблюдаемое действие было предельно понятно: с каждым разом голубь все более умело выполнял
задание; но не это описывали студенты» (Skinner in: Wann, 1964, p. 90-91).
Это лишь один из многих примеров, к которым прибегал Скиннер, стремясь показать людям, что
устоявшаяся традиция мыслить, оперируя надуманными объяснениями,
мешает увидеть реально
существующий, живой и конкретный мир.
Функциональный анализ
Функциональный анализ это исследование причинно-следственных связей. Он
рассматривает все стороны поведения как функцию определенных обстоятельств (переменных), которые
можно описать физическими терминами. Таким образом, поведение и его причины можно определять,
не прибегая к надуманным объяснениям.
«Когда мы наблюдаем человека, расхаживающего по комнате, открывающего ящики стола,
заглядывающего под стопки газет и так далее и
тому подобное, мы можем описать его поведение
объективными терминами: «Сейчас он в такой-то части комнаты; он взял книгу большим и
Hosted by uCoz