---
По другую сторону бихевиоризма
Радикальный бихевиоризм Скиннера суть бихевиоральной терапии; тем не менее
существенная либерализация его позиций позволила поведенческой терапии стать быстрее всего
развивающимся и самым многогранным видом психотерапии в англоговорящем мире.
Хотя историческая справедливость требует, чтобы именно Скиннер был назван
первооткрывателем когнитивной психологии, эта честь всегда пугала его (Skinner, 1978 с). В своем
обзоре, посвященном первому столетию психологии, Анастаси (Anastasi, 1992) пишет: «Когнитивная
революция не отвергла бихевиоризм; она лишь расширила и обогатила существующие методы
исследований». Скиннер, считавший когнитивную психологию рассадником темного мышления,
возрождением рассудочности и надуманных объяснений, страстно отстаивал точку зрения, что
практически все описательные термины, используемые в когнитивной психологии, ничего не значат,
ничего в действительности не описывают и, скорее, мешают, чем способствуют развитию науки (1989).
Предложив альтернативные подходы, он был глубоко разочарован недоброжелательной реакцией
других ученых (1987b).
В нашем учебнике, из-за уважения к научному вкладу Скиннера в психологию, мы посвятили
когнитивной психологии и теории Джорджа Келли отдельную главу. Несмотря на заявления Скиннера,
большинство людей, включая и бихевиористов, упорно верят в то, что мышление, хотя его нелегко
измерить стандартными методами, тем не менее должно быть всесторонне изучено. Задачей терапевта-
бихевиориста, приверженца когнитивной теории, является видоизменение поведения и способа
выражения эмоций, но все это должно быть сделано с учетом мышления пациента.
Практическое применение бихевиорального анализа
Скиннер считал, что предпочтительнее модифицировать обстоятельства, в которых индивид
существует, чем обвинять и наказывать его за действия, отклоняющиеся от нормального поведения.
Если поведение действительно является результатом избирательного подкрепления, то отклоняющееся
поведение функция от окружающих обстоятельств. В прикладном бихевиоральном анализе особое
внимание уделяется общему окружению пациента, а не психодинамике отклоняющегося поведения.
Скиннер заложил основы изучения того, как видоизменяется поведение человека в условиях
общественных институтов. Он показал, что тот, кто может контролировать окружающее, может
контролировать и свое поведение (Lindsley, Skinner, Solomon, 1953; Skinner, 1984 b).
Если изменение подкреплений происходит таким образом, что девиантное поведение больше не
подкрепляется, то данная модель поведения должна уйти из поведенческого репертуара человека и
никогда больше не проявляться. Более того, обстоятельства могут быть изменены исключительно с
целью добиться появления определенного вида поведения, представляющегося наиболее желательным
(Goodall, 1972a, 1972b). В модификации поведения главным является «уничтожение» тех поведенческих
шаблонов, которые сами по себе являются отклоняющимися от нормы или ведут к отклоняющимся от
нормы, может быть даже криминальным, последствиям. Эти идеи и в прошлом, и в настоящем активно
применяются в образовательных и попечительских заведениях, таких, как больницы, тюрьмы, колонии
для несовершеннолетних, школы (Gilbert and Gilbert, 1991).
Критики бихевиорального анализа утверждают, что контроль, нужный для устранения
нежелательного поведения, часто бывает чрезмерным например, когда пациентов с ярко
выраженным нарушением психики лишают пищи до той поры, пока они не согласятся вести себя в
соответствии с общественными канонами. Защитники бихевиоризма отвечают на это, что данный
подход просто более понятное и формальное объяснение того, как должны функционировать
общественные институты. Роль университета обучать студентов, но он действует недостаточно
эффективно. Тюрьма по своему назначению призвана сдерживать асоциальные поступки и
видоизменять поведение людей, склонных к криминальным действиям, но и она часто не справляется с
|