Navigation bar
  Print document Start Previous page
 326 of 726 
Next page End  

данной задачей. Цель психиатрической больницы — помочь своим пациентам вернуться к адекватному
восприятию действительности, но эта цель далеко не всегда достигается. Неэффективность всех этих
учреждений может в долгосрочной перспективе привести к внедрению бихевиоральных методов,
предполагающих жесткий контроль за окружающими обстоятельствами. Если, к примеру,
неподвижность кататоника возможно трансформировать в речь, прием пищи и процесс одевания, то
достижение этого — явное улучшение для пациента и облегчение для врачей. Очевидно, что контроль
способен видоизменить поведение. Но критики оживленно спорят об этической стороне проблемы: до
какой степени контроль можно ужесточать?
От программируемого обучения до компьютерных игр
Наиболее выдающееся достижение Скиннера связано с его опытами над животными. Именно
эти эксперименты натолкнули его на идею так называемого программируемого обучения.
В своем
первоначальном виде оно выглядело следующим образом: студент садился у обучающей машины. На
экране перед его глазами появлялось задание (рисунок или фраза). Студент активно реагировал (писал,
нажимал на кнопку и т. п.). После выполнения задания ему сообщали правильные реакции и просили
самому проверить, насколько его собственная реакция соответствовала верной. Обратная связь
возникала раньше, чем на экране машины появлялось следующее задание. В каждом случае студенту
показывали, какой должна была быть реакция. В ранних и более простых программах студенты
переходили от задания к заданию, имея возможность время от времени вернуться назад, перепроверить
все еще раз и исправить свои ошибки (Skinner, 1958). Опыты Скиннера показали, что люди обучаются
гораздо легче и быстрее, когда в ходе обучения им обеспечивается мгновенная и точная обратная связь с
их успехами. Ниже приводятся основные гипотезы, возникшие в ходе изучения запрограммированного
обучения:
«1. Скорость обучения возрастает, если материал представлен в виде дискретных частей. В
программируемом обучении наиболее простой материал подается первым. Каждый раздел материала
дается как отдельное целое, органично входящее в более сложную и объемную программу обучения. Так,
например, несмотря на то что умножение 4 на 7, дающее в результате 28, — это простая операция, она
является частью таблицы умножения числа 4 и частью таблицы умножения числа 7. Эти таблицы, в
свою очередь, являются частью большей группы — частью методов выполнения математических
вычислений.
2. Обучающийся должен реагировать. Материал запоминается лучше, если обучающийся
активно участвует в учебном процессе. По правилам программируемого обучения обучающийся
выбирает ответ, записывая свое мнение, нажимая на кнопку вызывая слайд либо реагируя каким-то
другим способом. Если студент не заинтересован в ответе на представленный программой вопрос,
программа автоматически останавливается до тех пор, пока студент не решит продолжить.
3. Наказание не ведет к более успешному обучению. Скиннер как-то заметил, что аптеки
подвергаются хулиганским выходкам гораздо реже, чем школы, так как первые не ассоциируются с
наказанием. Программируемое обучение помогает студентам закреплять собственный темп занятий.»
Возможно, правила программируемого обучения наиболее успешно борются с карательными
методами, позволяя студентам продвигаться вперед в соответствии со своими возможностями.
Медлительный студент избавляется от наказания, которое неминуемо грозит ему, если его принуждают
переходить к изучению материала, к которому он еще не готов, в то время как быстро схватывающему
студенту не приходится скучать — ничто не сдерживает его темпов обучения (Skinner, 1978 а, р. 146).
В предисловии к своей работе по программируемому обучению Холланд и Скиннер (Holland &
Skinner, 1961) утверждали, что метод программируемого обучения обладает массой преимуществ: 1.
Студенты обучаются в соответствии со своими возможностями. 2. Студент подходит к сложному
материалу только после того, как полностью разобрался с основами, необходимыми, чтобы двигаться
дальше. 3. В связи с тем, что предлагаемый материал усложняется постепенно, студент, регулярно
получающий «намеки и подсказки», практически всегда выбирает правильный ответ. 4. Обучение
интерактивно. 5. Дать правильный ответ можно только в том случае, если присутствует понимание
существа проблемы — случайность исключена. 6. Отдельные вопросы повторяются в различных
Hosted by uCoz