процессов. Объектом интереса когнитивных теоретиков продолжают оставаться различия в том, как
люди воспринимают, осмысляют, организуют и оценивают свой опыт. Эти теоретики задают такие
вопросы, как: «Люди пессимистичны в своем мышлении, потому что они испытывают печаль, или же
они испытывают печаль, потому что мыслят пессимистически?» Горячие споры о примате познания
над эмоциями дали толчок когнитивному движению в 60-х и 70-х гг. (Lazarus, 1982, 1984, 1991 а;
Leventhal & Scherer, 1987; Scheff, 1985; Zajonc, 1980, 1984) и положили начало исследованию того, как
люди преодолевают стресс (см., например, Folkman, 1984; Horowitz, 1979; Lazarus, 1966, 1991 b; Lazarus &
Folkman, 1984). Предметом споров было также развитие когнитивных процессов в младенчестве и
детстве (см., например: Harris, 1989; Izard, 1978, 1984; Stein & Levine, 1987; Stenberg & Campos, 1990;
Stroufe, 1984) и их продолжение в зрелом и пожилом возрасте (Labouvie-Vief, Hakin-Larson, DeVoe &
Schoeberlein, 1989).
В последние десятилетия заметным явлением стало распространение когнитивных подходов и
приемов в психотерапии. Начиная с первопроходческой работы Аарона Бека (1961, 1967, 1976, 1991),
посвященной пониманию и лечению депрессии с когнитивных позиций, были разработаны приемы
лечения различных расстройств, включая проблемы, возникающие у супругов или возлюбленных (Beck,
1988), состояния тревоги, фобии (Beck & Emery with Greenberg, 1985) и шизофрению (Perris, 1988).
Это развитие когнитивной теории не представляет собой какой-то исчерпывающей теории
личности. В то время как Келли занимался человеческим существом в целом, последующая работа в
когнитивной психологии была направлена на специфические функции, такие, как восприятие,
мышление, память и речь. Но эти функции указывают на феномены, которые являются уникальной
особенностью человеческого рода и неотделимы от человеческой личности. Действительно,
когнитивная теория и новые приемы когнитивной терапии включают в себя убедительные объяснения
того, что значит быть человеком, и тем самым имеют отношение к человеческой личности. Сейчас мы
рассмотрим их более подробно.
Компьютерные модели и обработка информации человеком
Сходство между компьютером и человеческим разумом настолько очевидно, что один можно
рассматривать в качестве зеркального отражения другого. Но что является зеркалом, а что
отображаемым объектом? И все ли показывает зеркало? Связь между компьютером и разумом
осложнена трудными философскими вопросами. Идея, что разум это в действительности машина или
что компьютер является его адекватным отражением, вдохновляла многие теории и исследования в
когнитивной психологии. Неудивительно, однако, что эта идея имеет и своих критиков.
Разум и машины
А. М. Тьюринг (A. M. Turing) (19121954), британский математик, логик и один из создателей
информатики, изобрел прототип современного цифрового компьютера «машину Тьюринга». «Могут
ли машины думать?» задал он вопрос. И решительно ответил на него: да, могут. Они имитируют или
моделируют человеческое мышление столь хорошо, что становится бессмысленным говорить о
различии между подлинником и имитацией (Turing, 19501991).
В 1958 году психолог Аллен Ньюэлл (Allen Newell) и программист Херберт А. Саймон (Herbert A.
Simon) высказали предположение, что человеческое познание можно рассматривать в качестве системы
обработки информации и что действия этой системы можно описать «с помощью детализированной
программы, определенной в терминах элементарных информационных процессов» (Lachman, Lachman &
Butterfield, 1979, p. 98). Аналогия между человеческим разумом и компьютером, предложенная Ньюэллом
и Саймоном, вызвала лавину исследований и теоретических формулировок, основанных на
компьютерных моделях. Согласно этим моделям, люди, подобно компьютерам, кодируют символьные
входные данные (input), перекодируют их, принимают решения в их отношении, хранят какую-то их
часть в памяти и наконец декодируют и выдают символьные выходные данные (output) (Lachman,
Lachman & Butterfield, 1979).
|