«Я считаю, что лет через пятьдесят будет возможно создавать программы для компьютеров с
объемом памяти примерно 10
9
бит и научить их играть в игру под названием «имитация» столь хорошо,
что шансы среднего человека, задающего компьютеру вопросы, принять правильное решение после пяти
минут работы с ним будут равны не более 70%. Я считаю, что изначальный вопрос: «Могут ли машины
думать?» является слишком бессмысленным, чтобы заслуживать обсуждения» (Turing, 19501991).
Для многих психологов, специализирующихся в обработке информации, компьютер стал
выполнять две функции. Во-первых, он позволил создать модель, которая вдохновляет теории о том, как
люди говорят, мыслят, помнят и узнают. Во-вторых, он стал инструментом, с помощью которого эти
теории можно проверить. Например, Квиллиан (Quillian) (1969) изложил свою теорию понимания речи в
моделирующей программе, названной Teachable Language Comprehender (Обучаемый определитель речи)
(TLC). Эта программа связывает «входящие» утверждения с информацией, уже хранимой в ее памяти, и
выдает содержательные и релевантные «выходные данные». Диапазон действия TLC ограничивался
отдельными видами фраз и предложений. Тем не менее она стала началом, которое возвестило о
наступлении захватывающих перемен в понимании того, как работают человеческая речь и мышление.
После этого были созданы хитроумные программы, которые могут «учиться», «узнавать» объекты,
реорганизовывать знания и даже проводить аналогии (Waldrop, 1985). Среди наиболее удачных
программ те, которые «специализируются» в отдельных областях знаний, таких, как постановка
медицинских диагнозов или шахматная стратегия, не говоря уже о различных развивающих играх, в
которые играют на миллионах домашних компьютеров.
«Мы также склонны считать, что, учитывая нынешнее состояние психологических теорий,
практически любая программа, способная осуществить какую-то задачу, ранее выполнявшуюся лишь
людьми, будет являть собой шаг вперед в психологической теории этого вида деятельности» (Quillian,
1969, р. 459).
Критика компьютерного моделирования
Из компьютерного моделирования извлекли пользу многочисленные отрасли техники и сферы
развлечений. Немногие стали бы оспаривать это утверждение. Однако остается спорным вопрос,
приблизили ли нас компьютеры к разгадке тайн человеческого разума. Даже если компьютеры в каком-
то смысле умеют «думать», думают ли они так же, как мы? Когда речь идет о выяснении того, кто мы
такие и что мы собой представляем, лишь немногие исследователи соглашаются с Тьюрингом
(1950/1991), что моделирование, каким бы точным оно ни было, то же самое, что реальный процесс.
«Но ничто из этого не затрагивает самую суть вопроса. Если машину можно заставить думать,
тогда, возможно, мы машины» (Waldrop, 1985, p. 31).
Критики компьютерных моделей указывают на контекстуально обусловленный характер
человеческих реакций. Для человеческих существ горизонты контекста всегда расплывчаты, тогда как у
компьютеров расплывчатость вызывает затруднения. Значительная часть эмпирических исследований
испытуемых людей проходит в искусственных лабораторных условиях, которые обходят эту проблему.
Но исследования страдают также и от отсутствия «экологической валидности» (Neisser, 1976 а); т. е. они
имеют довольно отдаленное отношение к человеческому опыту и когнитивной деятельности в реальных
жизненных ситуациях. Другой особенностью человеческого познания, которую компьютеру, по-
видимому, трудно (а по мнению некоторых, невозможно) повторить, является случай инсайта, озарения,
когда нас как будто что-то подталкивает и мы неожиданно понимаем, как можно решить проблему
совершенно иным, гораздо лучшим способом. Инсайт напоминает, скорее, «скачок», чем логически
упорядоченные шаги. Похоже, наш ум нечто по-настоящему волшебное, и его процессы с помощью
компьютера механически не воспроизвести!
В ответ на эту критику защитники компьютерного моделирования говорят, что в уме нет ничего
особо волшебного, просто он сокрыт от нашего осознанного восприятия (Waldrop, 1985). Возможно, как
сказал Фрейд, в уме ничего не происходит случайно. Возможно, каждый скачок инсайта обусловлен
строго механистическими законами, действующими внутри бессознательного. А компьютер может
показать то, чего мы не замечаем, трудные шаги, которые в действительности и подготавливают
скачки интуиции. То есть компьютер может обладать реальной способностью достаточно точно
|