Принцип понимания индивидуального взгляда на мир следует рассматривать как относящийся не
только к клиенту, но и к профессиональному психологу. Теория личностных конструктов
разрабатывалась как рефлексивная теория. Подход к пониманию клиента может быть применен и к
пониманию терапевта, вырабатывающего свое понимание клиента. Объяснение, используемое по
отношению к клиенту, должно быть использовано и по отношению к лицу, предлагающему данное
объяснение. Это положение более подробно обсуждается в работе Оливера и Лэндфилда (Oliver &
Landfield, 1962).
Механизмы функционирования таких конструктов и систем конструктов также описываются
специфическим образом. Акцент делается на процессуальной природе психологической жизни человека.
Индивидуум рассматривается как непрерывно изменяющийся в том или ином направлении. Кроме того,
это движение носит регулярный характер оно образует паттерны и укладывается в определенное
русло.
Индивидуальный процесс изменения всегда ограничен определенными рамками. Система
конструктов конкретного индивидуума в конкретный промежуток времени описывается определенными
параметрами. Индивидуум рассматривается не просто как принимающий форму некого расплывчатого
туманного образования конструктивных измерений, а как хотя и наделенная воображением, но имеющая
свои ограничения система конструктов. В любой конкретный момент времени индивидуум может быть
понят как система, имеющая более или менее определенные размеры. Однако это вовсе не обязательно
что-либо говорит о том, чем способен стать данный индивидуум в будущем. У некоторых индивидуумов
может сформироваться очень многогранная и необычная личностная система.
Само собой разумеется, что конструктивные системы ориентированы в будущее. Индивидуум
рассматривается как предвосхищающий то, что произойдет дальше. Он учитывает события, имевшие
место ранее, и использует настоящий момент как базу для предсказания того, что случится через
мгновение, день или год. Человек пытается распознать знакомые черты в новых событиях, используя
свой прошлый опыт и в то же время сообщая этим событиям новые качества, которыми им с его точки
зрения следует обладать. Данный процесс предполагает предвосхищение событий, при котором
предсказание делается на основании того, каково фактическое положение вещей на данный момент и
какое развитие событий является желательным. Этот процесс описывается как «конструирование
копий». Человек прислушивается к тому, какие мотивы являются повторяющимися, и использует свое
восприятие, чтобы все глубже постигать природу окружающего мира по мере своего движения в
будущее.
Рассмотрим, к примеру, конкретную женщину Энн, согласно нашей теории, обладающую
смысловыми измерениями (личностными конструктами), которые она использует для понимания других
знакомых ей людей и своих взаимоотношений с ними. В частности, она осознает (на определенном
уровне), как она относится к мужчинам в своей жизни, а также что она думает и чувствует по
отношению к ним в настоящий момент. Предположим, что по большей части она воспринимает
мужчин, как имеющих обо всем вполне определенное мнение. Иногда это придает ей чувство
уверенности, но в другие моменты это может ее беспокоить и даже раздражать. Затем она встречает
нового приятеля, Энтони. Энтони, как мужчина, также проявляет столь хорошо знакомые ей манеры
поведения, поэтому она ожидает, что он является человеком, который обо всем имеет собственное
определенное мнение. Такие персональные конструкты являются не просто способами описания; они
представляют собой предсказания того, как, вероятно, будут развиваться события в дальнейшем. Однако
в данном случае Энтони не производит впечатления человека, структурирующего свою жизнь в
соответствии с собственным мнением. Это не означает, что у него нет своего мнения, просто он
использует свое мнение совершенно иначе, чем другие мужчины в ее жизни. Энн понимает, что для
такого случая должна быть сконструирована специфическая копия. На данный момент Энн может
просто считать Энтони типичным мужчиной, но таким, с которым в некоторых отношениях нельзя
обращаться так же, как с точной копией всех остальных. Именно из такого материала и формируются
новые конструкты. Возможно, Энн начинает понимать, что у Энтони тоже есть свои ценности, он
просто не нуждается в том, чтобы выражать эти ценности в форме догматических мнений.
Другим примером, иллюстрирующим простое применение уже существующего конструктивного
измерения, является пример Джона, начавшего замечать в своем друге черты, на которые он раньше не
|