обращал внимания. Джон может сказать себе: что-то в нем приводит меня в такое же состояние духа,
которое я испытывал в присутствии своей сестры. Да, это напоминает мне то сочувствие и
расположение, которое она ко мне проявляла. Затем он начинает искать (лишь в определенной степени
осознанно) примеры людей, демонстрирующих качества, противоположные проявляемым его сестрой,
и это накладывает ограничения на соответствующее измерение конструкта в целом и придает ему более
узкий и определенный смысл. Джон может сказать, что эта сочувственная нота контрастирует с
равнодушным и невнимательным отношением его дяди, которого, кажется, всегда интересовал в людях
только их интеллект. Этот контраст, задающий конструктивное измерение, используется для выделения
полного набора элементов (других людей) в жизни человека, часть которых локализуется вблизи полюса
сходства, а другая часть на противоположном конце спектра. Такие конструктивные измерения
используются не в качестве хранилища элементов, а как инструмент их локализации, подобно ножкам
циркуля, указывающим лишь на относительное расположение двух элементов их взаимное
расположение по отношению друг к другу. Именно в сочувствии, проявляемом другом Джона, состоит
его сходство с сестрой, а с другой стороны его отличие от дяди. Возможно, при других
обстоятельствах и в обществе других людей тот же самый дядя проявит подлинное сочувствие по
отношению к этим другим людям, с которыми он только что познакомится.
Такие конструктивные измерения биполярны (имеют два полюса и являются дихотомическими);
иными словами, они не представляют собой бесконечного и континуального спектра градаций одного и
того же качества. Отношение между обоими полюсами является отношением контраста: один полюс
противоположен другому. Однако понять дихотомическую природу конструктов очень не просто.
Предполагается, что любые психологические измерения, которые воспринимаются нами как
континуальный спектр некого качества, можно представить себе и в поляризованной дихотомической
форме. Тем не менее в значительной части исследований конструктивные измерения используются в
континуальной форме (Bannister and Mair, 1968; Epting, 1972; Fransella & Bannister, 1977).
Для размышления. Выявление конструктов
Попробуйте выявить собственные личностные конструкты, используя следующие пункты
репертуарного теста, взятого из работы Келли (Kelly, 1955, р. 158-159):
Шаг 1.
Впишите по одному имени напротив каждого пункта; следите за тем, чтобы имена не
повторялись.
1. Ваша мать или человек, в наибольшей степени ведущий себя как мать по отношению к вам.
2. Ваш отец или человек, в наибольшей степени ведущий себя как отец по отношению к вам.
3. Ваш самый близкий брат или человек, в наибольшей степени ведущий себя как брат по
отношению к вам.
4. Ваша самая близкая сестра или человек, в наибольшей степени ведущий себя как сестра по
отношению к вам.
5. Преподаватель, который вам нравился, или преподаватель того предмета, который вам
нравился.
6. Преподаватель, который вам не нравился, или преподаватель того предмета, который вам не
нравился.
7. Ваш ближайший друг/подруга, непосредственно предшествующий вашему теперешнему
другу/подруге.
8. Значимый для вас другой человек на настоящий момент либо ближайший теперешний
друг/подруга.
9. Работодатель, инструктор или начальник, под руководством которого вы находились в период
самого тяжелого стресса.
10. Человек, с которым вы тесно связаны и которому вы, вероятно, не нравитесь.
11. Человек, которого вы встретили в течение последних шести месяцев, и которого вы хотели
бы узнать лучше.
12. Человек, которому вы больше всего хотели бы помочь или которого вам жаль.
13. Наиболее высоко интеллектуальный человек, которого вы знаете лично.
|