Рис. 13.1. Перекрестные системные связи. Печатается по статье: Лейтнер, Эптинг
«Конструктивистские подходы к терапии» (Leitner, L. M. & Epting, F. R., Constructivist approaches to therapy,
в печати) для сборника: «Руководство по гуманистической психологии: Новейшие разработки в области
теории, исследований, и практики». (K.
J. Schneider, J.
F.
T. Bugental, & J. Fraser Pierson (Eds.) The
Handbook of humanistic psychology: Leading edges in theory, research and practice. Thousand Oaks, CA: Sage.)
«Когда начали возникать их разногласия, Джон стал бояться, что Пэтси его разлюбила (полюс
страха для Джона). Под влиянием своего страха он попытался защититься от гнева Пэтси, занимая
нетвердую и уклончивую позицию при выяснении отношений с ней. Однако Пэтси расценила
уклончивость Джона, как подтверждающую ее опасения, что он недостаточно уважает ее, чтобы
обсудить с ней все откровенно. Возникшее у нее ощущение неуважение к себе привело к тому что ее
разговоры с Джоном приняли резкий и саркастический оттенок, что Джон воспринял как
подтверждение того, что она его больше не любит.»
Выявление системных связей дает основание для терапевтического вмешательства либо на
поведенческом уровне, либо на уровне смыслов, определяющих поведение каждого из супругов. Так,
если Джон попробует разговаривать прямо и конкретно, даже о своем ощущении того, что Пэтси
перестала его любить, Пэтси почувствует большее уважение к себе, и ее тон станет менее
саркастическим, благодаря чему Джон снова сможет почувствовать, что его любят. Аналогичным
образом, если Джон поймет, что сарказм Пэтси вызван ее чувством неуверенности, а не отсутствием
любви, он постарается быть менее уклончивым. С другой стороны, если бы Пэтси могла стать менее
саркастичной, даже чувствуя потерю уважения к себе, Джон почувствовал бы себя более любимым и
стал бы меньше защищаться, что позволило бы Пэтси почувствовать себя более уважаемой Джоном.
Кроме того, если бы она допустила, что уклончивость Джона вызвана страхом потерять ее, а не
недостатком уважения; в результате она могла бы стать менее саркастичной, что, в свою очередь,
позволило бы Джону почувствовать себя более любимым, и т. д. Основная цель состоит в том, чтобы
помочь паре разомкнуть порочный круг, в котором она оказалась, и прекратить бесконечные и еще более
усугубляющее ее положение дебаты по поводу того, чье восприятие действительности является
«верным».
Техники определения смыслов у детей
У детей вербальные навыки менее развиты, чем у взрослых, поэтому работа с ними часто требует
использования специальных техник, помогающих терапевту понять их картину мира. В частности,
Равенетт (Ravenett, 1997) просит детей нарисовать картинку на основе предлагаемого им простого узора
(горизонтальная линия, нарисованная в центре страницы, и слегка закругленная линия вблизи одного
края страницы). После завершения рисунка Равенетт просит ребенка нарисовать картинку,
противоположную первой. Затем он обсуждает с ребенком оба этих изображения: что происходит на
этих картинках, почему вторая картинка является противоположной первой, как бы поняли эти
картинки родители ребенка, и т. д. Равенетт также побуждает детей описывать себя так, как с их точки
зрения описали бы их родители (Что могла бы сказать о тебе твоя мать?). Эта и многие другие техники,
разработанные Равенеттом, помогают детям выразить то, что они знают о своем собственном мире, но
не умеют передать это в словах.
|