Диагностика
Будучи верным своим убеждениям, согласно которым для того, чтобы считаться достойной
внимания, теория должна быть полезной, Келли называл диагностику «стадией планирования
психотерапевтического лечения» (1955, р. 14) и рассматривал ее как принципиально важный этап
эффективной конструктивистской терапии.
Конструктивизм и «Диагностическое и статистическое руководство по определению
психических расстройств «четвертое издание» (DSM-IV), составленное Американской психологической
ассоциацией (1994)
Конструктивисты считают, что диагностическая система, как и любая другая система,
используемая с целью понимания окружающего мира, является системой порождения смыслов, а не
обнаружения «реально существующих болезней» (Faidley & Leitner, 1993; Raskin & Epting, 1993; Raskin &
Lewandowski, 2000). Данная точка зрения принципиально отличается от подхода, лежащего в основании
диагностического руководства DSM-IV, согласно которому сами люди «являются реальным
воплощением» тех или иных психических расстройств. В частности, профессиональные психологи
описывают «шизофреников» или «параноиков» так, будто те являются реальными «объектами», а не
профессиональными конструкциями, создаваемыми с целью описания окружающего мира.
Конструктивный альтернативизм, напротив, утверждает, что реальность открыта для
бесчисленного множества конструкций. Поэтому, с их точки, зрения, DSM-IV представляет собой лишь
один из множества возможных способов понимания психологических проблем людей. Именно на
психологах лежит профессиональная ответственность за оценку не только позитивных, но и негативных
последствий использования DSM-IV для понимания человеческих проблем, включая возможность
использования DSM-IV как инструмента сексистской дискриминации (Kutchins & Kirk, 1997).
Кроме того, представление о том, что использование DSM-IV является единственным методом
диагностики представляет собой форму «упреждающего конструирования» когнитивного стиля,
предполагающего, что, если определенный смысл уже вошел в употребление, другие смыслы не имеют
права на существование.
Поскольку смыслы, которые мы используем для понимания окружающего мира, формируют
структуру нашего постижения реальности опытным путем, упреждающее конструирование приводит к
тому, что мы упускаем из виду все альтернативные варианты восприятия реальности.
Транзитивная диагностика
Транзитивная диагностика предполагает, что профессиональный психолог может помочь клиенту
осуществить транзитивный переход от порождающей психологические проблемы системы смыслов к
такой, которая предоставляет больше возможностей для личностного роста и участия в окружающих
событиях. Терапевт-конструктивист видит свою роль в том, чтобы активно помогать клиенту в этом
путешествии. «Клиент не просто сидит запертым в нозологическом отделении; он движется вперед по
своему пути. И если психолог рассчитывает помочь ему, он должен встать со своего стула и отправиться
в путь вместе с ним» (Kelly, 1955a, р. 154-155).
Лечение может быть понято как практическое приложение теории к проблеме клиента (Leitner,
Faidley, & Celentana, 2000). Следовательно, транзитивная диагностика должна основываться на теории,
которой придерживается психотерапевт в своей практике. Так, например, фрейдист может использовать
диагностическую систему, позволяющую ему делать выводы о защитных механизмах эго, сильных и
слабых аспектах эго, и т. д. Последователь Роджерса будет искать систему, позволяющую терапевту
видеть сферы жизни, в которых клиент получает обусловленное и безусловное положительное
подкрепление своей самооценки. Конструктивисты нуждаются в системе, позволяющей психологу
понять используемые клиентом процессы порождения смыслов.
Примеры транзитивной диагностики. Келли (1955а, 1955b) предложил несколько
|