Navigation bar
  Print document Start Previous page
 370 of 726 
Next page End  

Диагностика
Будучи верным своим убеждениям, согласно которым для того, чтобы считаться достойной
внимания, теория должна быть полезной, Келли называл диагностику «стадией планирования
психотерапевтического лечения» (1955, р. 14) и рассматривал ее как принципиально важный этап
эффективной конструктивистской терапии.
Конструктивизм и «Диагностическое и статистическое руководство по определению
психических расстройств «четвертое издание» (DSM-IV), составленное Американской психологической
ассоциацией (1994)
Конструктивисты считают, что диагностическая система, как и любая другая система,
используемая с целью понимания окружающего мира, является системой порождения смыслов, а не
обнаружения «реально существующих болезней» (Faidley & Leitner, 1993; Raskin & Epting, 1993; Raskin &
Lewandowski, 2000). Данная точка зрения принципиально отличается от подхода, лежащего в основании
диагностического руководства DSM-IV, согласно которому сами люди «являются реальным
воплощением» тех или иных психических расстройств. В частности, профессиональные психологи
описывают «шизофреников» или «параноиков» так, будто те являются реальными «объектами», а не
профессиональными конструкциями, создаваемыми с целью описания окружающего мира.
Конструктивный альтернативизм, напротив, утверждает, что реальность открыта для
бесчисленного множества конструкций. Поэтому, с их точки, зрения, DSM-IV представляет собой лишь
один из множества возможных способов понимания психологических проблем людей. Именно на
психологах лежит профессиональная ответственность за оценку не только позитивных, но и негативных
последствий использования DSM-IV для понимания человеческих проблем, включая возможность
использования DSM-IV как инструмента сексистской дискриминации (Kutchins & Kirk, 1997).
Кроме того, представление о том, что использование DSM-IV является единственным методом
диагностики представляет собой форму «упреждающего конструирования» — когнитивного стиля,
предполагающего, что, если определенный смысл уже вошел в употребление, другие смыслы не имеют
права на существование.
Поскольку смыслы, которые мы используем для понимания окружающего мира, формируют
структуру нашего постижения реальности опытным путем, упреждающее конструирование приводит к
тому, что мы упускаем из виду все альтернативные варианты восприятия реальности.
Транзитивная диагностика
Транзитивная диагностика предполагает, что профессиональный психолог может помочь клиенту
осуществить транзитивный переход от порождающей психологические проблемы системы смыслов к
такой, которая предоставляет больше возможностей для личностного роста и участия в окружающих
событиях. Терапевт-конструктивист видит свою роль в том, чтобы активно помогать клиенту в этом
путешествии. «Клиент не просто сидит запертым в нозологическом отделении; он движется вперед по
своему пути. И если психолог рассчитывает помочь ему, он должен встать со своего стула и отправиться
в путь вместе с ним» (Kelly, 1955a, р. 154-155).
Лечение может быть понято как практическое приложение теории к проблеме клиента (Leitner,
Faidley, & Celentana, 2000). Следовательно, транзитивная диагностика должна основываться на теории,
которой придерживается психотерапевт в своей практике. Так, например, фрейдист может использовать
диагностическую систему, позволяющую ему делать выводы о защитных механизмах эго, сильных и
слабых аспектах эго, и т. д. Последователь Роджерса будет искать систему, позволяющую терапевту
видеть сферы жизни, в которых клиент получает обусловленное и безусловное положительное
подкрепление своей самооценки. Конструктивисты нуждаются в системе, позволяющей психологу
понять используемые клиентом процессы порождения смыслов.
Примеры транзитивной диагностики. Келли (1955а, 1955b) предложил несколько
Hosted by uCoz