диагностических конструктов, которые могли бы оказаться полезными в психотерапии (напр.,
увеличение-уменьшение определенности в процессе конструирования, Р-У-К-цикл и другие).
Впоследствии конструктивисты разработали дополняющие диагностические системы и применили их в
терапевтической практике. В частности, Тшуди (Tschudi, 1997) предложил свое понятие «проблемы» как
того, что вызывает психологические неудобства, поскольку помещает индивидуума в негативный полюс
дихотомии. Допустим, вы «пассивны», а не «настойчивы». Вы можете хотеть быть «настойчивым»,
потому что «пассивность» предполагает, что другие люди не считаются с вами, вместо того чтобы вас
уважать. В этом случае понимание конструкта «другие люди со мной не считаются другие меня
уважают» может вызвать у человека желание стать менее пассивным.
Однако если бы такая картина была полной, то для того, чтобы стать более «настойчивыми»,
людям достаточно было бы читать книги, обучаться на курсах и практиковать полученные знания в
реальной жизни. Тшуди утверждает, что, вероятно, существует и другая, еще более фундаментальная
конструкция. Например, если вы станете «настойчивым», другие, вероятно, начнут уважать вас, но при
этом вы также можете стать в собственных глазах «эгоистом» в противовес, скажем, «порядочному
человеку». «Пассивность» в вашем случае, несмотря на боль, которую вы испытываете, когда люди «не
считаются» с вами, это альтернатива, которую вы сами выбираете, поскольку это защищает вас от еще
большей боли видеть в себе «эгоиста». Аналогичную точку зрения высказывают Эккер и Халли (Ecker &
Hulley, 2000) при описании согласованности симптомов:
«Симптом или проблема вызывается человеком, поскольку он имеет, по крайней мере, одну
неосознаваемую конструкцию реальности, в соответствий с которой ему необходимо иметь данный
симптом, несмотря на все страдания и неудобства, причиняемые его наличием» (р. 65).
Лейтнер, Фэйдли и Челентана (Leitner, Faidley & Celentana, 2000) предлагают диагностическую
систему, ориентированную на понимание способов, посредством которых клиент пытается решать
вопросы интимных отношений. Согласно этой системе, люди рассматриваются как нуждающиеся в
интимных контактах с другими для того, что придать своей жизни полноту и смысл. Однако, поскольку
такие отношения могут также глубоко ранить нас, люди пытаются ограничить глубину интимных
контактов. Лейтнер и его коллеги (Leitner et al., 2000) описывают три взаимосвязанные оси, помогающие
понять эти противоречия интимной сферы. Первая ось задержка развития/структуры служит для
описания того, каким образом индивидуальные конструкции себя и других людей (играющие столь
важную роль в интимных отношениях) могут застыть в своем росте на ранних этапах индивидуального
развития вследствие травмы. Вторая ось интимность отношений описывает то, как человек решает
вопрос зависимости (например, становится полностью зависимым от одного человека, оказывается
зависимым практически от каждого и т. д., см. Walker, 1993), а также какими способами человек может
физически или психологически отдалять себя от других. Третья ось межличностная эмпатия
включает креативность, открытость, преданность, способность прощать, смелость и почтительность
(Leitner & Pfenninger, 1994) качества, связанные со способностью вести полноценную и осмысленную
жизнь, предполагающую глубокие отношения с другими.
Терапия
Келли четко сформулировал положение о том, что основной сферой применения психологии
личностных конструктов является психологическая реконструкция человеческой жизни. На следующих
страницах мы рассмотрим базовые принципы, лежащие в основе любых эффективных методов терапии
личностных конструктов.
Взаимный обмен знанием и опытом
Психотерапия личностных конструктов расходится с традиционным взглядом на терапию,
согласно которому профессиональный терапевт-эксперт «лечит» пациента. Вместо этого в ее основе
лежит представление о том, что клиент вкладывает в терапевтический процесс не меньше экспертного
знания, чем терапевт. Клиент всегда, как никто другой, осведомлен о своем собственном конкретном
|