Navigation bar
  Print document Start Previous page
 372 of 726 
Next page End  

опыте и творимой им реальности. Поэтому терапевт должен внимательно прислушиваться к пациенту и
уважительно относиться к тем способам, посредством которых клиент может подтверждать или
опровергать гипотезы терапевта, касающиеся собственной жизни клиента (Leitner & Guthrie, 1993). Если
клиент говорит терапевту, что нечто не соответствует его личному опыту, причиной является ошибка
терапевта, а не защитные механизмы клиента.
Вкладом терапевта в терапевтический процесс являются знания о человеческих отношениях и
способах использования личного опыта в целях дальнейшего роста в новых направлениях. В частности,
терапевт может предложить свои профессиональные знания, касающиеся процесса порождения
смыслов, а также способов установления контактов с окружающими людьми (Leitner, 1985). Тем самым
терапевт создает среду, в которой врожденная человеческая склонность к порождению смыслов может
быть использована для роста в новых направлениях (Bohart & Tallman, 1999). Иными словами, терапия
не в большей (и не меньшей) степени таинственна, чем процесс порождения и перерождения
собственной жизни. Терапевтический процесс просто реализуется в особых условиях, при которых
становятся возможными глубинные изменения (Leitner & Celentana, 1997). Мы подробно рассмотрим
некоторые компоненты конструктивистской терапии далее.
Доверительный («легковерный») подход
Доверительный подход является формой уважения к клиенту и предполагает, что буквально все,
что говорит клиент, соответствует «истине». Под «истиной» мы понимаем то, что сообщаемая клиентом
информация передает важные аспекты опыта клиента (Leitner & Epting, в печати). Иными словами,
терапевт-конструктивист пытается проявлять уважение, открытость и доверие, буквально веря всему,
что говорит клиент. Доверительный подход позволяет нам войти в мир клиента и попытаться
воспринимать события его жизни так, как будто они происходят с нами.
Контраст
Терапевты-конструтктивисты также хорошо осознают тот факт, что порождение смыслов
является биполярной активностью, которой органически присущи контрасты. Если вы, к примеру,
воспринимаете себя как «пассивного», конструктивист может спросить вас: «Каким человеком вы стали
бы, если бы вы перестали быть пассивным?» Если вы ответите «уверенным в себе», у терапевта
сформируется иное представление о ваших проблемах, чем если вы ответите «настойчивым».
Фэйдли и Лейтнер (Faidley & Leitner, 1993) описывают случай, когда клиентка противопоставила
слову «пассивный» формулировку «способный на убийство». Эта женщина застрелила своего мужа,
когда тот объявил ей, что собирается подать на развод. В другом примере авторы описывают клиента,
который имел биполярный конструкт «депрессивный-безответственный». Вместо того чтобы
предполагать, что клиент не понимает существа вопроса, терапевт-конструктивист постарается
выяснить, каким образом «ответственность» связана для него с «депрессией». Любопытно, что данный
клиент был направлен к терапевту после попытки самоубийства, последовавшей вскоре после того, как
на работе ему была предложена очень престижная должность. В обоих этих примерах восприимчивость
к контрастам позволяет терапевту понять жизненные выборы клиента так, как тот сам воспринимает их.
Креативность
Эффективная конструктивная терапия всегда предполагает творческий подход как со стороны
терапевта, так и со стороны клиента (Leitner & Faidley, 1999). Клиент должен творчески
реконструировать свои жизненные дилеммы и страхи таким образом, чтобы из этого материала могла
быть создана новая, более полноценная и осмысленная жизнь, но при этом следует уважительно
относиться также и к прошлому клиента. Терапевт должен найти способы помочь клиенту в его
творческой реконструкции.
Процесс изменения
Hosted by uCoz