В теории личностных конструктов четко сформулировано положение о том, что наши
конструкции мира определяют наш опыт взаимодействия с этим миром. Одним из частных следствий
этого положения является понимание того, что в той степени, в которой люди конструируют себя (или
свои проблемы), как нечто неизменное, возможности дальнейшего роста с помощью терапии крайне
ограничены. Терапевт-конструктивист пытается помочь клиенту применить конструкт изменения к
испытываемым им проблемам. Терапевт может достичь этой цели, задавая клиенту такие вопросы, как:
«Бывают ли периоды, когда вы чувствуете себя лучше (хуже, иначе)?» Помимо этого терапевт может
также делать краткие комментарии, помогающие клиенту увидеть, что его восприятие проблемы
подвержено изменениям, пусть даже и незначительным (Leitner & Epting, в печати).
«Последователи Келли не могут предложить простого рецепта относительно того, как нам
следует проживать свою жизнь, так как этот вопрос по самой природе своей является сложным и
трудным. Однако любую проблему необходимо адекватно структурировать, прежде чем мы сможем
работать с ней, и процесс реконструкции должен начинаться с обхода психологической местности в
поисках наиболее выигрышных видов» (Burr & Butt, 1992, p. VI).
Терапия фиксированных ролей
Келли разработал оригинальный метод краткосрочной терапии, при котором после составления
скетча самохарактеризации терапевт пишет для клиента новую роль, которую тот должен разыграть.
Убедившись в том, что клиент положительно относится к своей новой роли, Келли предлагает клиенту
поэкспериментировать с этой альтернативной ролью в течение двухнедельного срока. В соответствии с
ролью клиенту дается новое имя, и его просят постараться стать, насколько это возможно, «новой
личностью». При этом клиента побуждают действовать, рассуждать, относиться к другим и даже мечтать
так, как это делал бы человек, которому соответствует данная роль. По окончании двухнедельного срока
клиент и терапевт могут проанализировать эксперимент и решить, какой опыт клиента оказался
достаточно ценным, чтобы продолжить прорабатывать его в будущем.
В идеале, терапия фиксированных ролей предлагает клиенту свободно экспериментировать с
новым опытом (Viney, 1981), а не дает ему строгие поведенческие предписания относительно того,
каким он должен стать. Тем самым терапевт предоставляет клиенту возможность переживать
жизненные события несколько иначе, одновременно используя «игровой» компонент роли в качестве
защиты от реальной угрозы. Кроме того, конструктивистская терапия использует ролевые игры и
разыгрывание ролей в жизни для повышения степени вовлеченности клиента в окружающие события.
Для размышления. Разыгрывание фиксированных ролей
Если вы хотите, по-настоящему ощутить, в чем состоит предложенная Келли идея поведения как
эксперимента, попробуйте сделать следующее:
1. Составьте скетч самохарактеризации объемом в одну страницу, используя следующие
инструкции, взятые из работы Келли (1955/1991а, р. 242):
«Я хочу, чтобы вы составили письменный скетч характера (ваше имя) так, как будто он или она
является главным действующим лицом пьесы. Опишите его так, как мог бы описать его друг, знающий
его очень близко и относящийся к нему очень дружелюбно, возможно лучше, чем его фактически может
знать кто-либо другой. Следите за тем, что вы пишете о нем в третьем лице. Например, начните с фразы
«(Ваше имя), это...»»
2. После составления скетча характера подумайте о том, какие качества восхищают вас в людях,
которыми вы, как вам кажется, на данный момент не обладаете. Затем составьте второй скетч характера
на одну страницу, на этот раз вымышленного лица, обладающего качествами, которыми вы
восхищаетесь. Дайте вашему персонажу любое имя, какое вам нравится. И снова следите за тем, чтобы
описывать его в третьем лице, используя тот же формат, который вы использовали для описания
собственного характера. Второй скетч является вашим скетчем фиксированной роли.
3. Следуйте приводимым ниже инструкциям, взятым из работы Келли (Kelly, 1955/199la, p. 285) и
описывающим, как следует разыгрывать скетч фиксированной роли:
|