Navigation bar
  Print document Start Previous page
 374 of 726 
Next page End  

«Я хочу, чтобы в течение следующих двух недель вы делали нечто необычное. Я хочу чтобы вы
действовали так, как если бы вы были (имя, данное фиксированной роли)... В течение двух недель
старайтесь забыть, что вы, это (ваше имя), и что вы когда-либо были этим человеком. Вы являетесь
(имя, данное фиксированной роли). Вы действуете так, как этот человек. Вы думаете так, как этот
человек. Вы разговариваете с вашими друзьями так, как, с вашей точки зрения, разговаривал бы этот
человек. Вы делаете то, что, с вашей точки зрения, он бы делал. Вы даже имеете его или ее интересы, и
вам нравятся те же вещи, что нравились бы данному человеку.
... Вы можете считать, что мы отправляем (ваше имя) на две недели в отпуск..., и в течение этого
срока его место занимает (имя, данное фиксированной роли). Другие люди могут не знать этого, но
(ваше имя) даже не будет рядом с ними. Разумеется, вам придется позволить людям продолжать
называть вас (ваше имя), однако вы будете думать о себе, как о (имя, данное фиксированной роли).»
4. По прошествии двух недель проанализируйте свой опыт. Чему вы научились? Находите ли вы
такие аспекты вашего скетча фиксированной роли, которые, с вашей точки зрения, вы сохраните в
будущем.
Теперь, после того как вам представилась возможность испытать новые формы поведения
благодаря разыгрыванию фиксированной роли, какие другие фиксированные роли могли бы, по-вашему,
позволить вам опробовать новые конструкции вашей личности?
---
Оценка
Критики теории Келли упрекали его, прежде всего, в том, что психология личностных
конструктов воспринимается как слишком формальная система, в которой уделяется намного больше
внимание логике и научному мышлению, чем человеческим эмоциям и переживаниям. Такое
восприятие, вероятно, отчасти обусловлено несколько тяжеловесным слогом, которым была написана
работа Келли «Психология личностных конструктов» (Kelly, 1955а, 1955b). Этот тяжеловесный стиль
можно рассматривать как негативный побочный эффект попыток Келли добиться признания своей
теории коллегами-психологами в 1955 году, и на тот период времени такая стратегия, вероятно,
являлась эффективной, однако в наши дни одно упоминание таких терминов, как постулаты и
королларии, скорее всего, отпугнет большинство психологов. Келли осознавал эту проблему и работал
над новым, менее математически звучащим изложением своих идей в момент, когда его застигла смерть.
И если читатель сможет заглянуть в работы Келли глубже той формы, в которой он изложил свою
теорию личностных конструктов, ее захватывающие идеи, выдвигающие на первый план процесс
порождения смыслов в психологической жизни людей, ясно предстанут перед его взором.
Келли (1970b) чрезвычайно гордился тем, что представители самых различных направлений
психологии находили его теорию совместимой со своей собственной профессиональной деятельностью.
Однако Келли возражал против того, чтобы его теория личностных конструктов стала тесно
ассоциироваться с каким-либо конкретным психологическим подходом. В результате психологи часто не
могут определить, как им следует классифицировать теорию личностных конструктов. Чаще всего
теорию Келли причисляют к когнитивным теориям, и во многих учебных пособиях по психологии
личности для старших курсов она рассматривается в одном ряду с теориями Аарона Бека и Альберта
Эллиса. Однако работы Келли имеют не меньше, а возможно и больше, оснований быть отнесенными к
гуманистическому подходу.
В последние годы работы Келли все чаще ассоциируются с конструктивизмом, совокупностью
психологических подходов, подчеркивающих центральную роль людей в конструировании собственных
психологических смыслов и проживании своей жизни в соответствии с этими смыслами. Как и теорию
личностных конструктов, конструктивистские подходы часто рассматривают, как относящиеся к сфере
клинической психотерапии (Ecker & Hulley, 1996; Eron & Lund, 1996; Hoyt, 1998; Neimeyer & Mahoney,
1995; Neimeyer & Raskin, 2000; White & Epston, 1990). Однако мы можем привести свидетельства,
говорящие о том, что конструктивизм проникает и в другие разделы психологии (Botella, 1995; Bruner,
1990; Gergen, 1985; Guidano, 1991; Mahoney, 1991; Sexton & Griffin, 1997). Акцент конструктивизма на
Hosted by uCoz