По мере того как ребенок растет, в осознание вносятся новые зоны напряжения и
удовлетворения. В возрасте между двумя и четырьмя годами ребенок в основном учится управлять
анальным сфинктером и мочевым пузырем. Ребенок уделяет особое внимание мочеиспусканию и
дефекации. Обучение туалетным навыкам вызывает естественный интерес к самоузнаванию.
Повышение физиологического контроля ассоциируется с осознанием, что такой контроль является
новым источником удовольствия.
Кроме того, дети быстро учатся тому, что возрастающий контроль приносит им внимание и
похвалы со стороны родителей. Неудача при обучении туалетным навыкам, вызывающая искреннее
огорчение родителей, позволяет ребенку требовать внимания как в случае успешного контроля, так и в
случае ошибки.
Характерные черты взрослого человека, связанные с частичной фиксацией на анальной фазе,
это аккуратность, бережливость и упорство. Фрейд заметил, что эти три черты характера обычно
бывают заложены одновременно. Он упоминает сочетание «анальный характер», при котором манеры
поведения тесно связаны с тяжелыми переживаниями, испытанными во время этого периода в детстве.
Некоторая доля смущения, которая может сопровождать анальную фазу развития, заключается в
очевидном противоречии между щедрыми похвалами и одобрением, с одной стороны, и мыслью о том,
что все, что касается туалета, неприлично и должно сохраняться в тайне, с другой стороны. Ребенок
вначале не понимает, что деятельность его или ее кишечника и мочеиспускание не имеют ценностного
значения. Маленькие дети любят наблюдать работу унитаза в момент смывания водой, часто махая
рукой и говоря «до свидания» своим испражнениям.
Не является редкостью, когда ребенок предлагает продукт деятельности своего кишечника
родителям в подарок. Получив похвалы от родителей за то, что он сходил в туалет, ребенок может быть
удивлен и сконфужен, если родители реагируют с отвращением на его подарок. Немногие из сфер
современной жизни обременены такими запретами и табу, как туалетные навыки и манеры поведения,
типичные для анальной фазы.
Фаллическая фаза
Начиная с трехлетнего возраста ребенок переходит в фаллическую фазу развития, которая
сфокусирована на гениталиях. Фрейд утверждал, что эта фаза характеризуется как фаллическая, так как в
этот период ребенок пытается осознавать, есть у него пенис или нет. Это первая фаза, в которой дети
начинают понимать различия полов.
Фрейд пытался понять напряженные состояния детских переживаний во время сексуального
возбуждения, то есть удовольствия от стимуляции в области гениталий. Это возбуждение, в детском
понимании, связано с близким физическим присутствием родителей. Удовлетворить стремление к
такому контакту становится для ребенка все более затруднительным; он борется за близость, которую
родители разделяют друг с другом. Эта фаза характеризуется детским желанием лечь в постель с
родителями и возникающей ревностью из-за внимания, которое родители уделяют друг другу. Фрейд
заключил из своих наблюдений, что во время этого периода как у мужчин, так и у женщин развиваются
страхи, связанные с сексуальными проблемами.
«Итак, вы тоже сознаете, что эдипов комплекс стоит у истоков религиозного сознания. Браво!»
(Freud, Letter to Jung; in: McGuire, 1974).
Фрейд увидел, что дети в фаллической фазе развития реагируют на своих родителей как на
потенциальную угрозу для осуществления их потребностей. Таким образом, для мальчика, который
хочет быть близким к своей матери, отец приобретает некоторые черты соперника. В то же самое время
мальчики хотят любви и привязанности со стороны отца, из-за чего мать выглядит как соперница.
Ребенок в такой ситуации находится в противоречивом состоянии желания и боязни обоих родителей.
Для мальчиков Фрейд назвал этот конфликт эдипов комплекс в честь героя трагедии
древнегреческого драматурга Софокла. В известной версии этого мифа Эдип убивает своего отца, а
затем женится на матери (не зная ни того, ни другого родителя). Когда он в конце концов осознал, кого
он убил и на ком женился, Эдип выколол себе глаза. Фрейд считал, что каждый ребенок мужского пола
|