переживает подобную внутреннюю драму. Он хочет владеть своей матерью и для достижения этой цели
убрать отца как соперника. Он также боится своего отца и опасается, что он, ребенок, будет кастрирован
отцом и останется лишенным пола. Тревога, связанная с кастрацией, страх и любовь к отцу, а также
любовь и сексуальное желание по отношению к матери никогда не могут быть полностью разрешены. В
детстве весь этот комплекс подавляется. Среди первых задач развивающегося суперэго удержать этот
нарушающий душевное равновесие конфликт вытесненным из сферы сознания, чтобы защитить ребенка
от его воздействия.
«Каждый аспект женского эдипова комплекса подвергнут действенной критике с
использованием эмпирических данных и методов, которые не существовали во времена Фрейда»
(Emmanuel, 1992, р. 27).
Для девочек существует аналогичная проблема, но ее выражение и решение принимают другие
формы. Девочка хочет обладать своим отцом и видит в матери главную соперницу. Мальчики
подавляют свои чувства частично из-за страха кастрации. У девочек это выглядит по-другому.
Подавление их желаний переживается менее тяжело и не в такой полной мере. Отсутствие
напряженности позволяет девочке «оставаться в эдиповой ситуации в течение неопределенного
периода времени. Она только откладывает ее на более поздний период своей жизни, оставляя ее
неразрешенной» (Freud, 1933, р. 129). Взгляды Фрейда на природу женщины и ее психологическое
развитие подвергались постоянным критическим нападкам, что будет еще обсуждаться в этой главе, а
также в последующих главах данной книги.
Для размышления. Психосексуальные фазы
Следующие упражнения и вопросы дадут вам возможность испытать чувства, связанные с
каждой фазой развития. Если Фрейд прав в своем предположении о том, что любые оставшиеся
фиксации на каждой фазе всегда бывают связаны с состоянием тревоги, следующее может оказаться
трудновыполнимым и приводящим в замешательство.
Оральная фаза
Купите детскую бутылку с соской. Наполните ее молоком, водой или фруктовым соком. Один
или с другими членами группы попейте из бутылки. Вызывает ли питье из бутылки или даже намерение
попить какие-нибудь воспоминания или чувства? Если вы продолжаете пить, то в каких позах вам
удобнее делать это? Дайте себе прочувствовать всю полноту ваших ощущений. Поделитесь этими
ощущениями с группой. Находите ли вы, что существуют ответы, характерные для мужчин и для
женщин?
Анальная фаза
Отметьте для себя, насколько уединение является важным обстоятельством в устройстве
общественных туалетов, так же, как и вашей ванной комнаты дома. Какую роль играет уединение в том,
как вы ведете себя в общественном туалете? Избегаете ли вы встретиться с кем-нибудь глазами или даже
посмотреть на кого-нибудь, когда вы входите в общественную уборную? Можете ли вы представить, что
мочитесь на публике? В парке? На обочине дороги? В лесу?
Многие люди имеют слишком обусловленные манеры поведения по отношению к туалету.
Например, некоторые должны читать, когда они там находятся. Какова возможная цель такого
поведения?
Поделитесь вашими наблюдениями с другими и отдайте себе полный отчет в том, что вы
испытываете при обсуждении этого вопроса. Шутки и смех могли бы служить защитой от ощущения
дискомфорта, которое у вас, возможно, возникает в связи с этой темой.
Фаллическая фаза
Можете ли вы вспомнить, что родители говорили вам о ваших половых органах, когда вы были
маленькими? Могут ли женщины в группе вспомнить какие-нибудь мысли или представления о
мальчиках и их пенисах? Могут ли мужчины в группе вспомнить какие-нибудь свои страхи потерять
пенис? Если у вас нет воспоминаний о такого рода ощущениях, достаточное ли это основание, чтобы
предположить, что вы не имели таких ощущений в то время?
Генитальная фаза
Запишите любую неверную информацию сексуального характера, имевшуюся у вас, которая
|