впоследствии была исправлена. Например: вас принес аист или купили в супермаркете, всякий раз
половые связи чреваты беременностью.
Считаете ли вы, что ранние сексуальные познания повлияли на ваше мнение относительно
собственной сексуальности? Подкрепили ли эти познания те убеждения, которых вы придерживались
ранее? Как вы восприняли . ваш первый сексуальный опыт? Воспринимаете ли вы сейчас это по-
другому? Можете ли вы связать ваше сегодняшнее отношение к сексуальным вопросам со своими ранее
существовавшими отношениями и мнениями по этому поводу?
---
Латентный период
Какую бы форму разрешения конфликтов мы ни рассматривали, оказывается, что большинство
детей видоизменяют свои привязанности к родителям и сосредоточиваются на отношениях со
сверстниками, на учебе в школе, спорте и других занятиях. Эта фаза, длящаяся с 5 или 6 лет и до начала
подросткового возраста, названа латентным периодом. Это время, когда неразрешенные сексуальные
желания фаллической фазы не рассматриваются эго, а успешно подавляются суперэго.
«С этого момента и до половой зрелости... сексуальность не развивается; напротив, сексуальные
устремления ослабляются и многое из того, что дети знали или практиковали до этого, забрасывается и
забывается. В этот период, после того как ранние цветы сексуального развития увядают, закладываются
такие основы в структуре эго, как стыд, отвращение и нравственное поведение, предназначенные для
противостояния бурям периода половой зрелости и управления недавно пробудившимися
сексуальными желаниями» (1926, р. 216).
Как для родителей, так и для детей это относительно спокойный, небогатый событиями период.
Генитальная фаза
Заключительный этап биологического и психологического развития, генитальная фаза, имеет
место с наступлением половой зрелости и является результатом возвращения либидозной энергии к
сексуальным органам. Теперь мальчики и девочки вынуждены осознать сексуальные различия и
начинают искать пути удовлетворения своих эротических и межличностных запросов. Фрейд полагал,
что гомосексуализм на этой стадии есть результат отсутствия адекватного развития и что
гетеросексуальность есть свойство здоровой личности (позиция, которой до сих пор придерживаются в
некоторых странах, несмотря на современное понимание многообразия проявлений нормального
сексуального развития).
Взгляды Фрейда на природу женщины
Взгляды Фрейда на природу женщины главным образом основывались на биологических
различиях между мужчинами и женщинами и всегда подвергались резким критическим нападкам. В
следующих главах этой книги, в основном в главе 6 («Карен Хорни и гуманистический психоанализ») и
в главе 9 («Психология женщины: интегративный подход»), обсуждаются современные
противоположные точки зрения. Здесь мы рассматриваем только позицию Фрейда, так чтобы вы имели
представление, о чем спорят другие теоретики. Резкие, вполне обоснованные опровержения со стороны
феминистских школ, включая Миллера (Miller, 1984) и Саган (Sagan, 1988), оставляют без критических
замечаний лишь немногие из положений теории Фрейда.
Зависть к пенису, то есть желание девочки иметь пенис, и связанное с этим понимание, что его
«отсутствие» это критическое обстоятельство в женском развитии. «Открытие того, что она
кастрирована, является поворотным моментом в процессе созревания девочки. Отсюда проистекают
три направления развития: одно приводит к сексуальному подавлению и неврозам, второе направление
ведет к изменению характера в смысле комплекса мужественности, а третье это развитие нормальной
женственности» (Freud, 1933, р. 126).
|