Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 726 
Next page End  

Согласно Фрейду, данная теория имеет важное значение для развития личности женщины.
Зависть девочки к пенису продолжает существовать как чувство неполноценности и предрасполагает ее
к ревности. Постоянное желание иметь пенис, или «высший дар», превращается у зрелой женщины в
желание иметь ребенка, особенно сына, появление которого удовлетворит ее настойчивое стремление
иметь пенис (1933). Ситуация эдипова комплекса не вынуждает женщину преодолевать ее решительным
образом из-за страха кастрации. В результате женское суперэго менее развито и интернализовано, чем
мужское.
«Фрейд утверждал, что женщина надеется когда-нибудь получить пенис, несмотря ни на что... Я
не могу избавиться от представления (хотя я не решаюсь выразить его), что для женщины уровень того,
что является этической нормой; отличен от мужского... Мы не должны позволять самим себе уклоняться
от таких выводов из-за опровержений со стороны феминистов, которые страстно желают заставить нас
считать оба пола равными по положению и достоинству» (1925 b, р. 258).
Фрейд рассматривал маленькую девочку как создание, чьи фаллические устремления являются
чрезвычайно важными, но остаются неизменно неудовлетворенными, тем самым обрекая ее на чувство
собственного несовершенства и неполноценности. Все же, несмотря на такие утверждения (которые,
что не удивительно, подвергались многочисленным критическим нападкам в феминистской
литературе), Фрейд часто заявлял о том, что он никогда на самом деле не считал, что понимает природу
женщины или женскую психологию. В действительности он неоднократно отмечал экспериментальный
характер своих описаний женской сексуальности и ее изменений.
Женская сексуальность, согласно Фрейду, представляет собой разочаровавшуюся мужскую
сексуальность, вместо того чтобы отражать чисто женские наклонности. Сегодня эта точка зрения
представляется, возможно, одним из самых слабых предположений в теории Фрейда. Если принять во
внимание эту основную необъективность, то большинство выводов Фрейда относительно природы
женской сексуальности и женской психологии покажутся сомнительными. На самом деле некоторые из
явлений, которые Фрейд наблюдал и пытался описать, гораздо более правдоподобны, когда они
лишены этой разочаровавшейся мужской необъективности.
«Действительно, хотя анатомия может отличать характерные черты, присущие мужскому и
женскому организму, психология этого не может. Для психологии противоположность полов
постепенно переходит в активность и пассивность, и мы слишком далеки от того, чтобы с легкостью
отождествлять активность с мужским началом, а пассивность с женским» (Freud, 1930).
Предположение, сделанное в большинстве ранних психоаналитических работ, заключается в том,
что отсутствие пениса у маленькой девочки приводит не только к зависти по отношению к пенису
мальчиков и чувству неполноценности, но и к подлинной неполноценности — неполноценности в
понятиях женского чувства справедливости, в склонности к интеллектуальному творчеству, в
способности осуществления своих намерений без одобрения со стороны мужчины и т. д. Представление
о том, что зависть к пенису может быть самым реальным и часто наблюдаемым клиническим явлением,
отвергается, потому что это так тесно связано, по мнению большинства людей, с предположением о
женской неполноценности более общего свойства. Такой взгляд на данную проблему является
неудачным, потому что, как предположила Карен Хорни (Karen Horney, 1926), зависть к пенису может
быть естественным переживанием для женщин, таким же, как зависть по отношению к беременности,
деторождению, материнству и вскармливанию грудью — для мужчин. Даже более важно то, что
переживаемая зависть не обрекает маленькую девочку на постоянное чувство неполноценности. Скорее,
ее наличие, говорит Хорни, может дать девочке целый спектр чувств, совладание с которыми служит
основой для е¸ роста и развития как зрелого человека, а не как низшего существа.
Эрнст Джонс, биограф Фрейда, был одним из первых психоаналитиков, кто доказал, что эдипов
комплекс маленькой девочки развивается из ее врожденной, присущей ей женственности, которая
подвержена своим собственным процессам созревания (Fliegel, 1973, р. 387). Он также высказал
предположение о том, что страх кастрации происходит из основного страха потери сексуальности и этот
страх принимает вид угрозы как для маленькой девочки, так и для маленького мальчика (Jones, 1927).
Мы имеем возможность успешно пересмотреть традиционную психоаналитическую концепцию,
которая действительно подверглась значительной критике со стороны феминистов. Вместо того чтобы
ликвидировать в целом понятие о зависти к пенису (которое не могло быть оправдано своими частыми
Hosted by uCoz