попытками ввести новшества в образовательную систему. Вместе с членами центра изучения личности
он вел группы для факультета и студентов учебного колледжа Иезуитов, Католической школьной
системы (от начальных уровней до колледжа), одновременно проводя консультации для школьных
систем Луизвилля и Кентукки (Rogers, 1974b, 1975a, 1975b).
Ободренный своими успехами, Роджерс отошел от клиенто-центрированной терапии, которая
являлась главным фактором в его карьере, и сосредоточил внимание на личностно-центрированных
ситуациях и на их значении для различных политических и социальных систем. Результаты
проделанной работы он представил в книге «Карл Роджерс о могуществе личности» (Carl Rogers on
Personal Power, 1978).
В статье, написанной в возрасте 85 лет, Роджерс поделился своей радостью в связи с растущим
воздействием этой книги: «Два документа, поступившие вчера, могут служить простейшим примером. В
одном говориться о публикации 165 статей по личностно-центрированному подходу в период с 1970 по
1986 год. Поразило то, что эти 165 статей были написаны и опубликованы в Японии! В другом
сообщается о крупной конференции в Бразилии, посвященной клиенто-центрированному/личностно-
центрированному подходу» (1987b, p. 150).
До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения
личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел
успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке,
Австрии и бывшем Советском Союзе (Macy, 1987; Rogers, 1986b, 1987a, Swenson, 1987).
В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым
«внутренним пространством сферой психологических сил и психических возможностей человека
(1980b, p. 12). Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я
говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути
существования, одной из целей которого является рост человека, группы, общества» (1980а, р. 9).
«Понятно, что наш опыт содержит нечто трансцендентное, духовное, неподдающееся описанию.
Я вынужден признать: как и многие другие, я недооценивал важность этого таинственного,
мистического измерения» (Rogers, 1984).
Роджерс обобщает свою собственную жизненную позицию цитатой из Лао-Цзы, китайского
философа VI века до н. э., которого считают старшим современником Конфуция:
«Если я не вмешиваюсь в дела людей, они заботятся о себе сами;
Если я не командую людьми, они действуют сами;
Если я не читаю людям проповеди, они совершенствуются сами;
Если я не навязываю людям свои взгляды, они становятся самими собой.» (1973а, р. 13).
В день смерти Роджерса пришло письмо, извещающее о том, что он выдвинут на Нобелевскую
премию замечательный венец его долгой карьеры (Dreher, 1995).
«В процессе своей работы я ни разу не сталкивался с каким-либо особо выдающимся человеком...
не было ни одного, кому я вынужден был бы пойти наперекор или кого хотел бы превзойти» (Rogers,
1970, р. 502).
Интеллектуальные приоритеты
Теория личности Роджерса родилась из его собственного клинического опыта. Он чувствовал,
что, избегая отождествления с какой-либо определенной школой или традицией, он сохранит
объективность.
«Я никогда по-настоящему не принадлежал к какой-либо профессиональной группе. Обучаясь и
работая в тесном сотрудничестве с психологами, психоаналитиками, психиатрами, социологами,
специалистами по работе с неблагополучными семьями, педагогами, религиозными деятелями, я, тем не
менее, не чувствовал своей принадлежности в прямом или переносном смысле к какой-либо из этих
групп... Чтобы меня не сочли за «бродягу» в профессиональном смысле, я хочу добавить, что
единственные группы, к которым я действительно принадлежал, были тесно сплоченные группы
особого назначения, которые я организовал или помог организовать (1967, р. 375).
|