Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение.
Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его
профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее
проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва.
Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса
с клиентами стали более свободными и непосредственными.
В 1957 году Роджерс перешел в Висконсинский университет, в Мэдисон, где занимался сразу и
психиатрией, и психологией. Этот период был для него довольно сложным с профессиональной точки
зрения, поскольку возник конфликт с кафедрой психологии. Роджерс чувствовал, что его свобода учить и
свобода студентов учиться ограничиваются. «Я довольно терпимый человек, живу сам и позволяю жить
другим людям, но когда они не дают жить моим студентам, это уже становится серьезной проблемой»
(1970, р. 528).
«Я часто благодарил судьбу за то, что в период, когда я крайне нуждался в помощи, я обучал
терапевтов, которых по праву можно назвать личностями, не зависящими от меня, тем не менее всегда
готовыми предложить мне эту помощь» (Rogers, 1967, р. 367).
Свое растущее негодование Роджерс высказал в работе «Современные положения об обучении в
аспирантуре: Страстное заявление» (Current Assumptions in Graduate Education: A Passionate Statement, 1969).
Несмотря на то что работа была отклонена от публикации «Американским психологом» (The American
Psychologist), она моментально распространилась среди аспирантов и получила у них огромный
неформальный успех еще до того, как, в конце концов, вышла в свет.
«Темой моего заявления было следующее: при подготовке психологов мы проводим
неинтеллигентную, неэффективную и пустую работу, нанося вред и нашей науке , и обществу» (1969, р.
170). Вот утверждения, которые критиковал Роджерс:
«1. Студенту нельзя доверять управление процессом своего научного и профессионального
обучения.
2. Оценка это обучение; обучение это оценка.
3. Что преподносится на лекции, то и изучает студент.
4. Все истины психологии уже известны.
5. Выдающиеся ученые выросли из послушных учеников» (1969, р. 169-187).
Неудивительно, что вскоре, в 1963 году, Роджерс переехал в Ла Джолла, штат Калифорния, в
недавно основанный Западный научный институт поведения. Через несколько лет он помог создать
центр изучения личности общество, куда входили психологи, психотерапевты, врачи, педагоги.
Влияние Роджерса на процессы обучения стало настолько явным, что он написал о них книгу,
где дал подробную характеристику методов обучения, которые защищал и активно внедрял. Работы
«Свобода учиться» (Freedom to Learn, 1969) и «Свобода учиться для 80-х» (Freedom to Learn for the 80's,
1983) содержат его четкие положения, касающиеся природы человека.
Работа Роджерса с группами стала результатом лет, проведенных в Калифорнии, где он мог
свободно экспериментировать, изобретать и проверять свои идеи без вмешательства различных
социальных и академических институтов. Результаты исследований он собрал в работе «Карл Роджерс о
группах встреч» (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970).
«Что я подразумеваю под личностно-центрированным подходом? Он представляет собой
основной предмет всей моей профессиональной жизни, который постепенно становился ясным
благодаря опыту, взаимодействию с людьми и исследованиям. Я улыбаюсь, когда вспоминаю названия,
которые я давал этому предмету в течение своей карьеры недирективное консультирование
(nondirective counseling), клиенто-центрированная терапия (client-centered therapy), студент-
центрированное обучение (student-centered teaching), центрированное на группе руководство (group-
centered leadership)» (1980a, р. 114).
Одним из направлений отхода Роджерса от психотерапии было исследование тенденций и
ценностей в браках. Его работа «Вступление в партнерство: Брак и его альтернативы» (Becoming Partners:
Marriage and Its Alternatives, 1972) представляет собой исследование преимуществ и недостатков
различных видов взаимоотношений.
Через несколько лет, вернувшись к психотерапии, Роджерс объединил свою работу в группах с
|