Navigation bar
  Print document Start Previous page
 431 of 726 
Next page End  

(deficiency motivation) порождает потребность, нацеленную на то, чтобы изменить настоящее положение
дел.
Дефицитарное познание и бытийное познание
При дефицитарном познании (deficiency cognition) предмет рассматривается только как средство
удовлетворения какой-то потребности, как конечное средство. Такой тип познания встречается при
очень сильных потребностях. По мнению Маслоу (1970), сильные потребности стремятся направить
мышление и восприятие по определенному руслу, поэтому индивид осознает из окружения только то,
что относится к удовлетворению его потребностей. Голодный стремится увидеть только хлеб, скряга —
только деньги.
Бытийное познание (being cognition) — это более точное и эффективное восприятие (осознание)
окружающего. Индивиды, чьи основные потребности удовлетворены, вряд ли будут что-то менять в
своих представлениях из-за других потребностей или желаний. Бытийное познание не подвержено ни
обсуждению, ни сравнению, ни оценке. Основной оценкой является одобрение того, что есть.
Стимулы-побудители полностью учитываются, и восприятие кажется богаче, полнее и более
законченным.
В состоянии бытийного познания индивид как бы несколько отстранен от того, что он
воспринимает. Внешние предметы оцениваются, скорее, как таковые, а не по их отношению к личной
заинтересованности. На самом деле индивид стремится сохранить положение созерцателя или же
одобрительно относится к тому, что воспринимает, активное вмешательство в происходящее
представляется ему неуместным. Одним из преимуществ дефицитарного познания является тот факт, что
индивид может чувствовать, что он вынужден предпринять действия, чтобы изменить существующие
условия.
«На срезе раковой ткани под микроскопом можно рассмотреть (если при этом забыть, что это
рак) прекрасную, захватывающую и внушающую благоговение структуру» (Maslow, 1968, р. 76).
Дефицитарные ценности и бытийные ценности
Маслоу не рассматривал подробно дефицитарные ценности, хотя бытийные ценности (being
values) он описал детально. Бытийные ценности свойственны каждому индивиду. «Высшие ценности
[существуют] в самой человеческой природе, именно там их можно найти. Это находится в резком
противоречии со старым и более привычным представлением о том, что высшие ценности могут
исходить только от сверхъестественного божества или их можно получить из какого-то другого
источника за пределами человеческой природы» (1968, р. 170).
К бытийным ценностям Маслоу относит: истину, доброту, красоту, целостность, дихотомическую
трансцендентность, живость, уникальность, совершенство, неизбежность, завершенность,
справедливость, простоту, яркость, легкость, игривость и самодостаточность.
Дефицитарная любовь и бытийная любовь
Дефицитарная любовь (deficiency love) — это любовь, обращенная к другим, потому что они
обусловливают удовлетворение нашей потребности. Чем больше удовлетворяются потребности
индивида, тем более усиливается этот тип любви. Такая любовь возникает из-за потребности в
самоуважении или сексе, из страха одиночества и т. д.
Бытийная любовь (being love) — это любовь к сущности другого человека, его жизни. Этой любви
несвойственно стремление к полному обладанию предметом любви, и она, скорее, связана с тем
хорошим, что есть в другом человеке, чем с собственным удовлетворением. Часто при описании
бытийной любви Маслоу приводит пример принятого в даосизме невмешательства или принципа
«пусть все будет так, как оно есть», одобрения того, что есть, без желания что-то изменять или улучшать.
При бытийной любви любовь к природе, например, может выразиться в том, что индивид любуется
красотой цветов, наблюдает за их ростом, а затем не срезает, а оставляет их расти в саду. Кто-то под
Hosted by uCoz