воздействием дефицитарной любви, скорее, соберет цветы и сделает из них букет. К бытийной любви
также относится безответная самоотверженная любовь к своему ребенку, которая включает в себя
любовь и признание и при которой маленькие недостатки ребенка тоже любят и прощают.
Маслоу убежден, что бытийная любовь богаче, она дает больше удовлетворения и длится дольше,
чем дефицитарная любовь. Эта любовь остается всегда новой, тогда как дефицитарная любовь со
временем теряет новизну. Бытийная любовь вызывает вершинные переживания, и ее описывают теми
же возвышенными словами, какими пользуются при описании глубоких религиозных переживаний.
Для размышления. Упражнение по теме «бытийная любовь»
По Маслоу, бытийная любовь самоотверженна, она ничего не просит взамен. Наградой в такой
любви является признание самой сути и красоты предмета любви. В нашей повседневной жизни
бытийная и дефицитарная любовь не существуют одна без другой. Мы обычно надеемся получить и
получаем что-то в ответ на нашу любовь.
Это упражнение взято из старой христианской практики, где оно использовалось для развития
чувства чистой любви. Сядьте в темной комнате перед горящей свечой. Расслабьтесь и постепенно
постарайтесь почувствовать контакт со своим телом и окружающей обстановкой. Пусть ваш разум и
ваше тело замедлят свою работу, станут тихими и спокойными.
Пристально наблюдайте за пламенем свечи. Направляйте вашу любовь на пламя. Ваше чувство
любви к пламени не связано ни с одной мыслью о ценности пламени как такового. Это любовь ради
любви. (На первый взгляд, может показаться странным любить неодушевленный предмет, просто
пламя, но смысл в этом испытать чувство любви в условиях, когда помимо самого чувства любви
ничего не получаешь в ответ, никакой награды.) Направьте ваше чувство любви на комнату и на все, что
в ней находится.
Каковы эти чувства по сравнению с другими, которые вам пришлось испытать, любовь к
семье, к друзьям, к любовникам?
---
Эупсихея
Термин «эупсихея» (eupsychia) был введен Маслоу для определения идеальных, гуманистически
ориентированных обществ и общин. Маслоу считал этот термин удачнее термина «утопия». Маслоу
чувствовал, что термин «утопия» уже устарел и наводит на мысль о непрактичном и необоснованном
идеализме. Маслоу верил, что развитие идеального общества психологически здоровыми и
самоактуализирующимися индивидами вполне возможно. Все члены такого сообщества должны будут
искать возможности для персонального роста, полностью отдаваться своей работе и личной жизни.
Между Хорошим Обществом и Хорошим Человеком существует связь. Они нуждаются друг в
друге (Maslow, 1971, р. 19).
Но даже идеальное общество не всегда порождает самоактуализирующихся людей.
Педагог или культура еще не создают человеческое существо. Они не могут привить ему чувство
любви, не сделают его любопытным, не заставят его философствовать, создавать символы или
проявлять креативность. Скорее, они разрешают, благоприятствуют, поощряют или помогают тому, что
находится в зародыше, стать реальным и действенным (Maslow, 1968, р. 161).
В бизнесе Маслоу предпочитал управление в духе эупсихейства, или просвещенное, а не
авторитарное. Авторитарные руководители допускают, что рабочие и руководство имеют разные,
несовместимые цели: рабочие хотят зарабатывать как можно больше при минимальном усилии,
следовательно, за ними следует пристально следить.
Просвещенные руководители допускают, что их работники хотят стать креативными и
вырабатывать больше и что их надо поддерживать и поощрять, а не ограничивать и контролировать.
Культурный подход лучше действует на устойчивых, психологически здоровых работников. Некоторые
враждебные, подозрительные люди могут эффективнее работать при авторитарной системе, но для
большей свободы им придется прибегать к нечестным методам. Маслоу считал, что из-за того что
управление по принципу эупсихеи возможно только с людьми, которые могут получать удовольствие и
|