В 1968 году Маслоу привлек внимание коллег к ограниченности возможностей гуманистической
модели психологии. Изучая самые современные достижения человеческого разума, Маслоу сделал
вывод, что кроме самоактуализации есть и другие возможности преображения личности. Когда
вершинные переживания бывают особенно мощными, ощущение своего «я» растворяется в осознании
какого-то более обширного единения. По-видимому, термин «самоактуализация» не подходит для этих
переживаний.
«Человеку необходимо иметь какую-то жизненную основу из личностных ценностей, из
философских убеждений... Чтобы чем-то жить и быть понятым другими людьми, это нужно, как нужен
солнечный свет, кальций или любовь» (Maslow, 1968, р. 206).
Трансперсональная психология привносит в традиционные подходы к проблемам признание
того, что человеческие переживания имеют духовный аспект. Этот уровень человеческих переживаний
раньше всего описывался в религиозной литературе ненаучным и часто слишком теологическим
запрограммированным языком. Основная задача трансперсональной психологии заключается в том,
чтобы подвести под имеющийся материал научную базу и изложить его научным языком.
«Я бы сказал, что считаю гуманистическую психологию третьей силы переходным,
подготовительным этапом для «высшей» четвертой психологии трансперсональной,
трансчеловеческой, центр которой, скорее, в космосе, чем в человеческих потребностях и интересах;
психологии, идущей дальше человечности, идентичности, самоактуализации и т. п. Мы нуждаемся в
чем-то «большем, чем мы есть», чтобы испытывать благоговение и отдаваться новому, естественному,
эмпирическому, не церковному чувству, возможно, как это было с Торо, Уитменом, Уильямсом,
Джеймсом и Джоном Дьюи» (Maslow, 1968, p. III-IV).
Основная доктрина трансперсональной психологии заключается в том, что каждый индивид
имеет, кроме обыденного, более глубокое или истинное «я», которое человек ощущает при
трансперсональных состояниях сознания. Независимое от личности и личного эго, это «я» является
источником мудрости, душевного здоровья и гармонии.
Словарь Вебстера (Webster's Tenth Collegiate Dictionary) определяет трансперсональное как
«простирающееся или идущее за пределы персонального или индивидуального». Термин относится к
распространению идентичности за пределы индивидуальности и личности. Одно из основных
положений трансперсональной психологии заключается в том, что мы не знаем, каков полный диапазон
человеческих возможностей. Каждый индивид обладает безграничными возможностями духовного
роста, и это придает смысл трансперсональной психологии. Среди авторов сборников наиболее важных
очерков и статей по трансперсональной психологии можно назвать Орнштейна (Ornstein) (1973), Тарта
(Tart) (1969, 1975), Уэлша (Walsh) и Шапиро (Shapiro) (1983), Уэлша (Walsh) и Вогена (Vaughan) (1980,
1993). Фрегер (Frager) (1989) и Вайль (Valle) (1989) сделали обзор литературы по этой теме.
Подходы к трансперсональной психологии
Исследователи, внесшие основной вклад в трансперсональную психологию, весьма
разнообразны в подходах и интересах. Ниже приводится ряд небольших отрывков из работ, отражающих
это разнообразие.
«Без трансцендентального и трансперсонального мы становимся больными, грубыми и отрицаем
все и вся или же впадаем в состояние полной безнадежности и апатии» (Maslow, 1968, р. IV).
Одно из наиболее ранних формальных определений этой новой дисциплины появилось в
первом выпуске «Журнала трансперсональной психологии» (Journal of Transpersonal Psychology):
«Трансперсональная психология (или психология «четвертой силы»). Это название дано новой
силе, которая формируется в области психологии группой психологов и специалистов других областей
знания мужчин и женщин, интересующихся проблемами предельных способностей и возможностей
человека, которые не получили систематического отражения в позитивной или бихевиористской теории
(«первая сила»), теории классического психоанализа («вторая сила») или гуманистической психологии
(«третья сила»)» (Sutich, 1969, р. 15).
Для некоторых людей трансперсональная психология особенно важна потому, что она включает
в себя психологическую мудрость других культур и традиций.
|