Navigation bar
  Print document Start Previous page
 442 of 726 
Next page End  

Основная концепция человеческой природы в трансперсональной психологии не нова. Она
существовала в человеческой культуре всегда и называлась perennial (вечная, преемственная) философия
(Huxley, 1944), perennial религия (Smith, 1976) и perennial психология (Wilber, 1977). Что здесь есть нового,
так это задача объединить идеи многочисленных и разнообразных традиций и культур для того, чтобы
создать язык современной психологии и научных обоснований (см., например, Vaughan, 1995).
Не все трансперсональные психологи или исследователи религии согласны с тем, что существует
какая-то perennial традиция, охватывающая различные формы религии. Другую крайность представляет
собой позиция, согласно которой вообще не существует какого-то основного, нейтрального
мистического опыта, к которому возвращались бы мистики всех времен и народов, давая ему свою
интерпретацию. Мистический опыт зависит от традиций, в которых сформировался тот или иной
мистик, невозможно полностью сохранить смысл опыта, лишив его культурного и религиозного
контекста (см., например, Katz, 1978).
Вечная модель включает четыре основных положения (Valle, 1889):
«1. Существует некая трансцендентальная реальность или единство (Unity), охватывающая все
(по-видимости, отдельные) явления.
2. Эго или индивидуальное «я» представляет собой всего лишь отражение большего,
трансперсонального («сверхперсонального» «beyond the personal») «я» или единства. Мы приходим из
этого большого «я» и туда возвращается. Мы теряем связь с источником, откуда вышли, и нам
необходимо снова почувствовать эту связь, чтобы сформироваться как здоровая и цельная личность.
3. Совершенно очевидно, что индивиды могут непосредственно воспринимать эту реальность
или большое «я» как центр духовных ценностей.
4. Этот опыт приводит к качественным изменениям в ощущении самого себя и окружающего
мира. Это мощный опыт, позволяющий заново оценить самого себя.»
Другой трансперсональный теоретик, Ральф Мецнер (Ralph Metzner, 1988), собрал описания
примеров трансперсонального духовного роста или трансформации человеческого сознания. В этих
описаниях есть такие ключевые метафоры, как превращение гусеницы в бабочку; пробуждение от сна,
освобождение от рабства, очищение внутренним огнем; движение от фрагментарности к целостности,
путешествие к местам силы (place of vision and power), возвращение к источнику; умирание и рождение в
новом теле.
Новая парадигма
Сейчас уже ясно, что трансперсональная психология основывается на особых подходах, Томас
Кун (Thomas Kuhn, 1962) называл это новой парадигмой.
Кун определял парадигму как набор ценностей и понятий, которых придерживаются члены
любого научного сообщества. В любом таком сообществе теория и практические исследования идут в
русле фундаментальных понятий и ценностей. Кун указывает, что решающий прорыв в науке часто
происходит в результате коренного изменения парадигмы, которой придерживались исследователи. К
сожалению, в первое время новое почти всегда встречает яростное сопротивление. Сторонники нового
течения обычно обвиняются в использовании антинаучных методов или в изучении далеких от науки
проблем.
Тарт (Tart, 1975) детально проанализировал подходы, отличающие трансперсональную
психологию от традиционной. Сюда входят следующие отличия:
«1. Старые понятия. Физика — это наука наук (ultimate), изучение реального мира. Мечты,
эмоции, человеческие переживания, в общем, все — производное от физики.
Новые понятия. Психологическая реальность почти так же реальна, как физическая. И
современная физика подтверждает, что эти реальности не так уж далеки друг от друга.
2. Старые. Индивид существует в относительной изоляции от окружающего мира. Каждый из нас
по своей сути является независимым созданием. И не ощущая себя частицей мира, мы можем
стремиться владычествовать над ним.
Новые. Между всеми формами жизни существует глубинная психологическая духовная связь.
Каждый индивид — это космическое создание, там, в космосе, его настоящие корни.
Hosted by uCoz