невозможно решить, их можно только перерасти. При дальнейших исследованиях оказалось, что это
«перерастание» требует нового уровня сознания. На горизонте тех, кто проявляет терпение и упорство,
появляются контуры новых возможностей более высокого (или более широкого) порядка» (Jung in:
Jacoby, 1959, p. 302).
Что касается научных исследований, трансперсональная психология занимается изучением и
объяснениями процесса духовного роста и новых уровней сознания.
Теория из первоисточника. Отрывок из «Переживания плато»
Следующий текст взят из «Журнала трансперсональной психологии» (Journal of Transpersonal
psychology). В нее вошли фрагменты дискуссии между Маслоу и несколькими другими психологами.
Я обращал внимание на то, что по мере того как я старею, вершинные переживания становятся
менее интенсивными и менее частыми. Обсуждая эту проблему с другими стареющими людьми, я
понял, что с ними происходит то же самое. Мне кажется, что это связано с процессом старения
организма. И вероятно, это так и есть, недаром я стал побаиваться вершинных переживаний, не будучи
уверенным, что моя бренная телесная оболочка выдержит их. Вершинные переживания могут просто
потрясти автономную нервную систему. Возможно, отказывая нам в интенсивных вершинных
переживаниях, природа таким образом защищает нашу бренную телесную оболочку...
Когда прекратились эти острые, эмоционально насыщенные переживания, я обнаружил, что мое
сознание способно на другой опыт, который я бы назвал драгоценным. Я почувствовал, что те
состояния озарения, которые случались в моей жизни, интуитивные провидения и другие важные
жизненные впечатления включая трагические переживания не прошли бесследно, от них остался
светлый осадок, они продолжают существовать в моем сознании, но в более спокойной форме. Это этап
в развитии личности, и результатом его является состояние сознания, которое можно назвать
объединяющим (unitive), которое имеет преимущества и недостатки по сравнению с вершинными
переживаниями. Я могу объяснить, что означает это «объединенное сознание», очень просто для
меня это одновременные восприятия высокодуховного священного и самого обыденного, чудесного и
повседневного (того, что достается нам без всяких усилий).
Теперь я воспринимаю мир с точки зрения вечности и чувствую, что в самых простых вещах есть
своя мистика, поэзия и символика. Вы знаете это дзэн-переживание (Zen-experience). Здесь нет ничего
исключительного и особенного, но при этом человек чувствует, что окружающий мир полон чудес. Это
кажется парадоксальным, поскольку есть ощущение чуда, но мощного эмоционального всплеска не
происходит.
Такое состояние сознания имеет некоторые элементы, общие с вершинными переживаниями:
благоговейным страхом, ощущением таинственности происходящего, удивлением и эстетическим
потрясением. Эти элементы присутствуют и здесь, но в более спокойной форме и постоянно, а не на
экстатическом пике эмоций. Конечно, возникает искушение использовать в качестве модели вершинных
переживаний сексуальный оргазм, который поднимается до самой верхней точки, до пика ощущений, а
затем идет к завершению и наступает конец. Так вот, другой тип переживаний должен иметь другую
модель.
Эти переживания я бы сравнил с ощущениями человека, который находится на «высоком плато».
Это означает, что человек живет постоянно с высоким уровнем сознания, с ощущением
просветленности, духовного пробуждения или в состоянии дзэн, с ощущением, что все легко и чудесно,
и при этом ничего особенного не происходит. Мы чувствуем все горестное и все прекрасное, что
происходит вокруг нас, но воспринимаем это не слишком остро, не принимаем близко к сердцу, потому
что знаем, что это было и будет всегда.
Прежде всего, переживания этого рода имеют то преимущество, что они в большей степени
определяются волевым усилием (voluntary), чем вершинные переживания. Например, чтобы испытать
«переживания плато», я отправлюсь в музей или за город, где найду чудесную лесную поляну, но не
пойду в метро. «Переживания плато» не слишком удивят вас, поскольку они в большей степени
определяются волением (volition), чем вершинные переживания. И более того, я думаю, вы вполне
|