Navigation bar
  Print document Start Previous page
 447 of 726 
Next page End  

можете рассказывать другим людям о пути, ведущем к «переживаниям плато», вы можете даже обучать
целый класс тому, как постоянно жить с ощущением чуда.
Я обратил внимание еще на один аспект этого типа переживаний. Можно сидеть и любоваться
чем-то прекрасным целый час, наслаждаясь каждой секундой. Но невозможно погрузиться в оргазм
продолжительностью в час. В этом смысле «переживания плато» лучше. Они имеют большое
преимущество по сравнению с вершинными переживаниями, где все происходит на экстатическом пике
ощущений, на взрыве эмоций, оргазме. Спустившись в «долину», можно жить на «высоком плато». Там
нет такого накала страстей.
Вообще в «переживаниях плато» больше спокойствия и легкости, чем эмоций. Обычно мы
считаем, что нормальный, эмоциональный индивид — это «взрывной» тип, бурно выплескивающий
свои чувства. Однако следует сказать, что в психике человека должны присутствовать не только
выплески эмоций, но и мягкость. Мы нуждаемся как в спокойной созерцательности, так и в сильных
трагических эмоциях.
Кроме того, «переживания плато» важны тем, что они являются актом познания и по существу,
почти по определению, входят в наблюдение мира, окружающей нас действительности. Сюда же
относится видение и восприятие символических и мистических явлений, трансцендентального,
чудесного, необычного опыта — всего того, что, как мне представляется, является частью реального
мира, а не чем-то призрачным, существующим только в воображении наблюдателя.
В «переживаниях плато» есть некая определенность. Это просто замечательно — видеть, что мир
полон чудес и что это касается не только конкретных вещей, не привязано к какому-то типу поведения,
не ограничивается понятиями «здесь» и «сейчас». Вам, наверно, известно, что если что-то может
происходить только «здесь» и «сейчас», то смысла в этом гораздо меньше.
Так вот, очень легко впасть в сентиментальность и продолжать рассуждение о красоте мира, но
«переживания плато» уже очень хорошо описаны в литературе разных народов и культуры. И я имею в
виду не просто стандартные описания острых мистических ощущений, а изображение того, как
выглядит мир, если в нем реально присутствуют мистические переживания. Если в вашей жизни
случатся мистические озарения, они могут изменить вашу судьбу, но вы тем не менее не должны бросать
заниматься привычным делом, как не делали этого величайшие мистики. Великие святые получали
мистические откровения, но при этом могли, например, руководить монастырем. Вы можете содержать
бакалейную лавку и платить по счетам, сохраняй внутреннюю отстраненность наблюдателя, как это
было с вами в моменты мистических переживаний (Maslow in: Krippner, 1972, p. 112-115).
Итоги главы
- Для того чтобы теория личности была достаточно жизнеспособной и правильной, в нее следует
включить описание тех высот и тех глубин сознания, которых может достигнуть индивид.
Исследователю следует изучать самых творческих, духовно самостоятельных общественно полноценных
людей, чтобы получить картину высших достижений, которые может дать психическое здоровье и
зрелый опыт.
- В иерархий потребностей физиологические нужды (голод, сон, секс и т. д.) должны
удовлетворяться прежде психологических. К основным психологическим потребностям относятся
безопасность (стабильность, порядок), любовь (принадлежность), уважение (самоуважение,
известность) и самоактуализация (развитие способностей). Потребности возникают и развиваются на
основе удовлетворенных потребностей более низкого уровня.
- Модель иерархии потребностей предполагает, что каждая из ветвей психологии —
бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология и трансперсональная психология — имеет
право на существование и необходима; каждый подход по-своему полезен.
- Фрустрация основных потребностей (включая потребность самоактуализации — так же, как и
физиологических потребностей) может стать причиной невроза или асоциальности (malajastment —
плохой приспособляемости). Вылечить такой невроз можно только удовлетворив фрустрированную
потребность.
Hosted by uCoz