Navigation bar
  Print document Start Previous page
 454 of 726 
Next page End  

Самое простое и в то же время наиболее трудное в аскетической практике — не удовлетворять
свои желания: например, если вы голодны — голодайте. Если любите поспать — ограничьте время сна.
Отказ от мелких удовольствий и удобств — важная часть самодисциплины. Если вы обычно встаете в 8
часов утра, попытайтесь подниматься в 6 или 7. Если любите спать на мягкой удобной кровати — спите
на тонком матрасе на полу.
К этой практике следует подходить с некоторой осторожностью. Побочный эффект аскетизма —
усиление гордости и самовлюбленности. Гордость своими достижениями, гордость от переносимых
страданий, мазохистское удовольствие от аскезы ради нее самой — все это показатели участия вашего
эго в процессе аскезы. Следует остерегаться чрезмерных ограничений. Это также есть проявление эго,
оно может нанести вам физический или психический ущерб.
Голодание
Короткие голодовки — отличный способ поупражняться в аскетизме. Можете попробовать
специально пропустить обед, ужин или и то, и другое. Однодневное голодание будет нетрудно для
любого здорового человека. Пейте большое количество воды. Если ощущаете голод, выпейте
апельсинового сока. Очень хорошо голодать один день в неделю. Во время голодания вы сталкиваетесь
с необходимостью преодолеть искушение и настроить свою волю против желания поесть.
Молчание
Молчание также входит в традиционную практику йоги. Попробуйте в течение нескольких часов
молчать в одиночестве или в кругу друзей, которые понимают ваши намерения. Проведите день в
молчании. Носите с собой бумагу и карандаш, чтобы, если понадобится, сообщать что-то письменно.
Понаблюдайте за собой и окружающими, за своей реакцией на чужие разговоры. Попытайтесь
преодолеть свою потребность активно общаться. Попытайтесь просто «быть» молча.
---
Бхагавадгита
Бхагавадгита это первое и самое популярное произведение о йоге. «Бхагавадгита» является
самостоятельной частью великого индийского эпоса II века до н. э. «Махабхарата» — замечательного
собрания мифологии, религии, этики и обычаев. «Махабхарата» содержит 100 тысяч строф, это почти в
восемь раз превышает «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые. Йога и связанные с ней философские
учения составляют ключевые идеи эпоса (Mascaro, 1962).
В основе сюжета «Махабхараты» — история пяти братьев Пандавов, их воспитание, образование
и многочисленные приключения. «Бхагавадгиту» можно рассматривать как одну большую метафору
духовного поиска. По мнению некоторых интерпретаторов, персонажи «Бхагавадгиты» воплощают
различные психологические и физические качества. Пять братьев — это пять человеческих чувств, а
битва — это поединок тела и сознания.
«Кто надлежащие дела совершает, о плодах не заботясь, тот саньясин, тот йогин...» (VI:1).
«Бхагавадгита» представляет собой диалог между Арджуной (эго) и Кришной («я»). Арджуна —
воин, а его возница Кришна — инкарнация Бога и великого духовного учителя. Кришна говорит об
обязанностях, а йога — о действии. Кришна учит Арджуну служению, медитации и другим йогическим
техникам, чтобы тот стал примером для всех остальных. Как возничий, Кришна символизирует гуру,
или духовного учителя, который может помочь ученикам понять свои проблемы и конфликты,
возникающие в процессе духовного развития. Гуру, однако, как и возничий, не может вести за учеников
битву.
Вот несколько описаний йоги из «Бхагавадгиты»:
«Для стремящегося к йоге муни действие называется средством;
А для достигшего йоги уравновешенность называется средством» (VI:3).
«Когда он ни к предметам чувств, ни к делам не привязан,
Отрешен ото всех желаний, тогда он именуется достигшим йоги» (VI:4).
«Когда укрощенное сознание в Атмане утвердится, Тогда отрешенный ото всех желаний
именуется воссоединенным (VI:18).» (Здесь и далее перевод цитат из «Бхагавадгиты» дан по изд.
«Бхагавадгита», перевод с санскрита Б. Л. Смирнова. СПб, 1994).
Hosted by uCoz