«Бхагавадгита» включает классическое учение о карма-йоге, йоге действия. Кришна защищает
поступки, не связанные и не зависящие от бездействия или отказа. Сознание первоисточник любого
действия. Достичь идеала значит развить в себе чистое сознание, лишенное какой бы то ни было
привязанности. Тогда ваша жизнь превратится в непрерывную йогу.
«Необходимое дело свершай: лучше бездействия дело; Бездействуя, даже отправлений тела тебе
не удастся исполнить» (III:8).
«Как поступают невежды, привязанные к делу, Так непривязанный, знающий пусть совершает
дела для целокупности мира» (III:25).
Классический период
Классическая эра длилась с 200 до 800 г. Это было время развития шести классических школ
индийской философии: миманса (философия ритуализма), ньяя (школа логики), вайшешика
(натуралистическая философия), веданта (недуалистическая метафизика), санкхья (дуалистическая
философия) и йога. Веданта, санкхья и йога являются на сегодня самыми влиятельными школами. Йога
тесно связана с другими двумя школами. Веданта излагает философию холизма, описывающую
реальность как единое и неделимое целое. Философы веданты практиковали различные виды йоги для
своего духовного развития.
Санкхья имеет дело с пониманием и описанием различных уровней существования. Цель ее не
столько объяснить мир, сколько помочь преодолеть его влияние с помощью ограничения. Метафизика
санкхьи и йоги тесно связана и фактически берет начало из одной доклассической традиции. В качестве
одной из шести философских школ йога представлена в произведениях Патанджали ученого II века до
н. э., автора произведения «Йога-сутра». Главное отличие санкхьи и йоги в их методологии. Санкхья
подчеркивает подавление своего «я» и отказ от желаний. Йога выделяет необходимость переживания
экстатических состояний сознания (samadhi), которое дает глубокое понимание себя самого и
окружающего мира. Данная глава посвящена в основном точке зрения Патанджали.
Основные понятия
Этот раздел посвящен обсуждению базовых йогических и психологических концепций духу и
природе, трем принципам создания сознанию, карме и подсознательным тенденциям.
Специфические черты йоги и ее пути описаны в разделах «Гуру», «Инициация» и «Школы йоги».
Дух
В классической йоге существует жесткий дуализм между духом и природой. Любое человеческое
существо состоит из этих двух сил. Тело и душа происходят от природы, а трансцендентное «я» от
духа. Дух пуруша (Purusha) это чистое сознание. Дух безграничен и неопределен. Он включает в себя
сознание, объемлющее вселенную и простирающееся за ее пределы. «Я» представляет собой проявление
духа в отдельном человеке. Дух неизменен, не подвержен влиянию физической или духовной
деятельности; однако наша душа искажает представление «я» о себе самом.
Противоположный полюс духа это природа, пракрити (Pracriti). На санскрите пракрити
означает: «то, что порождает» слово, родственное procreate «порождать» (англ.).
Природа дает
основание, из которого рождаются все материальные формы. Она также источник всего
нематериального, включая мысли и эмоции. Природа, как дух, вечная и неизменная.
«Выше которого ничего нет, меньше или больше которого ничего нет,
Единый, он стоит словно древо, утвержденное в небе; этим пурушей наполнен весь этот [мир]»
(Шветашватара Упанишада, III:9).
Трансцендентное «я» в каждом человеке и есть дух. «Я», как волна, это просто форма, которую на
время принимает океан. «Я» это чистое сознание. Цель йоги реализация «я», выявление
настоящего «я», скрытого в его идентификации с природой с телом, эмоциями и душой.
|