Navigation bar
  Print document Start Previous page
 456 of 726 
Next page End  

Как говорится в великой индийской поэме: «Все есть „я“, и оно действительно бесконечно.
Однако каждый человек ошибочно принимает свое тело за него» (Ramana Maharshi in Osbourne, 1962, p.
23).
«Когда для распознающего Атман стал всеми существами, то какое ослепление, какая печаль
могут быть у зрящего единство?» (Иша Упанишада, 7).
Идеал йоги — получение удовольствия из его источника — самого «я». Большинство людей ищут
удовольствия в мире, не подозревая о том, что источник величайшей радости в них самих, в их «я».
Одна индийская притча рассказывает о мускусном олене (кабарге), чьи железы начинают вырабатывать
мускус только в период спаривания. Оленя возбуждает дурманящий запах, и он бежит через лес, пытаясь
найти источник этого запаха. Обезумевшее животное может легко заблудиться, запутаться в перелеске
или даже упасть с утеса. В безумии, стремясь за мускусом, олень так и не узнает, что этот запах исходит
от него самого.
Три принципа сотворения
Природа имеет три главных составляющих, или принципа, три гуны: тамас (tamas) — инерция,
раджас (rajas) деятельность и саттва (sattva) ясность, или свет. Эти три силы действуют вместе и
являются источником всякой деятельности. Все различные проявления природы (материя, мысль и
прочие) составляют всего лишь комбинацию этих трех гун.
Например, если взять создание статуи, то тамас — это нетронутый неподвижный камень. Раджас
— процесс вырезания, а саттва — это образ в воображении скульптора. Все три гуны очень важны.
Чистая тамас — неподвижная, мертвая материя. Раджас сама по себе — энергия, лишенная направления
и цели. Чистая саттва — план, который остался нереализованным.
Каждый человек стремится сбалансировать эти три качества, хотя у большинства людей
доминирует какая-то одна гуна. Чисто духовной силой считается саттва. Все вокруг можно
классифицировать в терминах гун. Плотная тяжелая пища относится к гуне тамас, потому что ее трудно
переварить, она приводит к лени и сонливости. Острая горячая пища относится к раджас, так как она
порождает деятельность, сильные эмоции и тревогу. Свежие фрукты и овощи — часть саттвы, так как
они успокаивают. Определенные места или ландшафты, например горы или побережье океана,
относятся к саттве и удобны для духовной практики.
«Сознание похоже на чудесную резинку: ее можно растягивать до бесконечности, и она не
порвется» (Yogananda, 1968a).
Сознание
В терминологии йоги душа, или сознание (chitta), участвует во всех мыслительных процессах.
Патанджали определяет йогу как «контроль над деятельностью сознания». Этот контроль останавливает
непрерывную «болтовню» умственной деятельности и дает состояние покоя и внутреннего мира. Йога
— это полная сосредоточенность на любом рассматриваемом объекте. Конечная цель — сосредоточить
внимание на своем «я». Когда идет ментальный процесс, то по сознанию проходят волны, «я» скрыто
так же, как скрывается яркий свет, едва мерцающий сквозь мутную воду.
Все йогические практики направлены к одной цели — успокоить волны сознания и душу.
Некоторые школы йоги уделяют особое внимание контролю над телом, а другие — дыхательным
упражнениям; часть школ больше обращает внимание на медитацию. В каком-то смысле все техники
йоги и практические упражнения совершаются, чтобы придать душе спокойствие. Когда душа и тело
находятся под жестким контролем и пребывают в спокойном состоянии, у человека появляется
возможность осознать свое «я».
«Прежде чем вы совершите поступок, вы свободны, но потом, после вашего действия, его
последствия будут сопровождать вашу жизнь, хотите вы того или нет. Это закон кармы. Вы действуете
по своей воле, однако после совершения действия вы пожнете его плоды» (Yogananda, 1968b).
Карма
Hosted by uCoz