имеющихся у того внутренних барьеров. Как человек, уже прошедший обучение, гуру из собственного
опыта знает пределы человеческих способностей. Гуру требует, чтобы ученики старались дойти до этих
пределов. К тому же учеников вдохновляет живой пример их учителя, он помогает им понять их
собственный потенциал.
«Религия есть совершенное знание и абсолютная мудрость; ее нельзя купить, нельзя усвоить из
книг.. Вы ее нигде не найдете, пока ваше сердце не будет готово воспринять ее и не придет ваш
учитель» (Vivekananda, 1978а, р. 35-36).
Прекрасный пример гуру есть в «Бхагавадгите». Во время великой битвы Кришна, гуру, возничий
Арджуны, не воюет, а ведет Арджуну от сражения к сражению, проверяя и придавая силы своему
ученику. В одной из схваток враг Арджуны бросает в него волшебное копье, которое может преодолеть
любые препятствия. Зная, что Арджуна с этим оружием не справится, Кришна делает так, что колеса их
колесницы погружаются глубоко в землю, так что ужасный снаряд проносится над головой Арджуны.
Так гуру ведет своего ученика от одного духовного испытания к другому, вмешиваясь, только когда
проверка превышает способности ученика.
Гуру также способствует эмоциональному и психологическому развитию ученика. Учитель, как
зеркало, показывает ошибки и недостатки ученика, однако всегда видит за этими недостатками чистоту
и совершенство «я». Йога требует освобождения от эго и от предубеждений и непонимания, так как это
искажает реакцию гуру на ученика.
«Гуру есть для многих сотен людей, а челас (учеников) может не быть вовсе», гласит древняя
пословица. Она означает, что многие люди могут давать хорошие советы, но немногие могут им
следовать» (Ramakrishna, 1965, р. 328).
В Индии наиболее важный атрибут гуру духовное сознание. Учитель, осознавший свое «я»,
сообщает другим ощущение внутреннего спокойствия и блаженства. Йогананда описывает этот вид
вдохновения, посетившего его в присутствии учителя: «Если я входил в его хижину встревоженный или
с неясным настроем в душе, мое состояние незаметно менялось. Целебное спокойствие нисходило на
меня при одном виде моего гуру. Каждый день с ним нес переживания радости, спокойствия и
мудрости» (1972, р. 137-138).
Вивекананда отмечает, что гуру обучает, исходя из своего состояния:
«Если человек
хочет научить меня механике, или химии, или любой другой естественной науке,
он может быть кем угодно, потому что естественные науки требуют только интеллектуальных навыков; а
в духовных науках не бывает так, чтобы из нечистой души исходил духовный свет... Следовательно, в
религиозных учителях мы должны видеть, кто они есть, а потом уже слушать, что они говорят. Учитель
должен быть абсолютно чистым, а потом уже оцениваются его слова, только в этом случае он
настоящий «передатчик» мудрости. Что иначе может он передать, если в нем самом нет духовной
силы?.. Функция учителя действительно состоит в передаче чего-то, а не просто в стимуляции тех или
иных интеллектуальных способностей. Нечто действительно реальное и ценное, похожее на влияние,
исходит от учителя и передается ученику. Поэтому учитель должен быть чистым...
Учитель должен преподавать без всякого эгоистичного мотива, не стремясь ни к деньгам, ни к
славе, ни к репутации; он должен работать только из чистой любви ко всему человечеству.
Единственный медиум, через который передается духовная сила, это любовь... Бог есть любовь, и
только тот, кто познал Бога как любовь, может преподать божественность от Бога человеку»
(Vivekananda, 1978, p. 32-33).
Один из более поздних текстов о йоге, Куларнава-тантра,
классифицирует гуру и выделяет
среди них шесть различных типов, в соответствии с их базовой функцией (Feuerstein, 1989) Учитель
обычно обладает чертами нескольких из них: 1) побуждающий мотивирует и вдохновляет
перспективного ученика, ведет его или ее к инициации; 2) показывающий предписывает ученику
подходящую для него форму духовной практики и дисциплины; 3) объясняющий интерпретирует и
поясняет духовный процесс и его цель; 4) открывающий поясняет детали процесса; 5) наблюдающий
следит за духовной дисциплиной ученика; 6) просвещающий
помогает развитию у ученика
ментального и духовного понимания.
Величайшая опасность, которую таит в себе роль гуру, раздувание эго учителя. Фойерштайн,
досконально изучавший йогу, отмечает, что хотя просвещенные йоги могут обходиться без
|