идентичности «я», их личности все же остаются нетронутыми. Фойерштайн предположил, что
целостность личности это необходимое условие для любого гуру.
Инициация
Многие эксперты защищают точку зрения, что инициация один из главных элементов
практики йоги. Согласно Куларнава-тантра, самореализация невозможна без инициации. А без
квалифицированного гуру невозможна настоящая инициация (Feuerstein, 1989).
Инициация первая форма духовной передачи. Гуру передает ученику духовную энергию,
вследствие этого ученик меняется физически, ментально и духовно. В процессе передачи между гуру и
учеником образуется духовная связь: ученик причащается к духовным истокам гуру и становится частью
нерушимой в течение столетий цепи.
Школы йоги
Школы йоги, возникшие в Индии, соответствуют отдельным типам личности. Например, карма-
йога
йога действия особенно подходит для тех, кто обладает сильной волей или кому нужно
развить свою волю в качестве следующей стадии развития. Этот вид йоги выбирают обычно те, кто
своим идеалом считает служение другим людям. Джнана-йога йога познания приносит пользу
людям, обладающим страстной душой, она предоставляет существенную помощь тем, кому необходимо
развить способность суждения и различения. Бхакти-йога йога посвящения идеальна для сильных
эмоциональных людей. Хатха-йога предназначена для людей со строгой самодисциплиной, желающих
развить физическое мастерство. Кундалини-йога включает медитативную технику. Она больше всего
подходит людям, способным развить в себе осознание внутренних процессов. Раджа-йога хороша для
имеющих потенциал глубокой концентрации и ментального контроля.
«В моем собственном темпераменте преобладает чувство любви. Сначала я был озадачен, когда
узнал, что мой гуру,
переполненный джнана, но, по-видимому, с недостаточной бхакти, выражался с
холодностью математических терминов. Но когда я привык к его характеру, я обнаружил, что мое
любовное отношение к Богу нисколько не уменьшилось, а наоборот, возросло. Мастер, который сам
реализовался, может вести своих учеников в соответствии с их природными склонностями» (Yogananda,
1972, р. 145).
Искушенный учитель может предписать своим ученикам особую форму практики йоги,
основанной на способностях ученика, или такую практику, которая поможет развить черты,
находящиеся в зачаточной форме. Менее изощренные учителя просто обучают той практике и
упражнениям, которыми владеют сами, не принимая в расчет индивидуальные различия учеников.
«Все, что мы делаем, физическое или духовное, есть карма и оставляет на нас свои следы»
(Vivekananda, 1978, р. 3-4).
Карма-йога йога действия
Карма-йога учит нас действовать бескорыстно, не стремясь выиграть или потерять, прийти к
успеху или потерпеть неудачу. Йог, практикующий карма-йогу, ищет служения другим людям и высоким
идеалам. Чтобы научиться преодолевать собственный эгоизм, лень и гордость, необходима сильная
дисциплина.
Свами Вивекананда пишет:
«Это основная идея Гиты:
непрерывно работай, но не привязывайся к самой работе... Бог ни к
чему не привязан, потому что он любит; эта настоящая любовь и нас делает независимыми... Чтобы
достичь независимости, надо работать почти всю жизнь. Но как только мы достигаем этой цели, мы
осуществляем свою любовь и освобождаемся» (1978, р. 38, 45-46).
Карма-йога имеет большое значение для всех культур: для монахов, живущих в уединенных
гималайских пещерах, и для тех, у кого есть работа и семья. Пока мы живы, мы должны действовать. Мы
все можем научиться действовать хорошо.
|