человеческом формой. Сахасрара изображается как лотос с тысячью лепестков.
Седьмой центр включает мозг. Когда мозг стимулируется и заряжается энергией кундалини,
сознание изменяется, наступает состояние просветления или самадхи, «расцветает лотос с тысячью
лепестками».
Раджа-йога йога сознания и тела
Раджа-йога,
или королевская йога, ставит своей целью приобретение ментального контроля,
который считается наиболее эффективной и полезной йогической дисциплиной. Патанджали называет
раджа-йогу «психологической йогой». Некоторые полагают, что этот вид йоги объединяет в себе учения
всех школ йоги.
Патанджали выделяет следующие ступени йоги: 1) воздержание; 2) соблюдение; 3) позы; 4)
контроль жизненной энергии; 5) интериоризация; 6) концентрация; 7) медитация; 8) просветление. Это
последовательный ряд усовершенствований. Переход на следующую ступень обусловлен предыдущей.
Все восемь ступеней части единой дисциплины, поэтому усовершенствование какой-то одной
ступени влияет и на остальные.
«Учитель наделяет ученика божественным ощущением космического сознания в тот момент,
когда ученик посредством медитации усиливает свое сознание до такой степени, что ему больше не
мешает широкий кругозор. Недостаточно одной интеллектуальной устремленности или открытости.
Только адекватное расширение сознания с помощью йогической практики и служения бхакти может
подготовить человека к освобождающему потрясению и ощущению его присутствия везде в одно и то
же время» (Yogananda, 1972, р. 169-170).
Воздержание и соблюдение являются моральным кодексом, лежащим в основании практики
йоги. Воздержание подразумевает непротивление, правдивость, честность, целомудрие, доброту
(отсутствие жадности). Соблюдение это чистота, аскетизм, удовлетворенность, изучение и
преданность. Воздержание и соблюдение это фактически эквивалент десяти библейских заповедей,
принципы правильных действий, имеющиеся во всех религиях. Эти принципы не просто произвольная
система морали. Им необходимо следовать, чтобы сделать практику йоги более эффективной. Если у
йога нет спокойной и размеренной жизни, концентрация и спокойствие, приобретенные в
упражнениях, исчезают, как вода, если ее нести в дырявом ведре.
Невозможно достичь прогресса в йоге, не преуспев в воздержании и соблюдении. Однако
сначала овладевают не только ими. Непротивление и правдивость, например, тоже имеют большое
значение.
Йога-сутры учат, что в присутствии того, кто овладел непротивлением, насилия не происходит.
Очевидно, что мастерство непротивления приобретается не на элементарном уровне. Однако зачатки
насилия в нас самих высокомерие, злость, гнев можно изжить, так что в наших телах не останется
ни одной агрессивной клетки. Насилие и жестокость станут невозможными в нашем присутствии,
потому что жестокости, закипающей в другом человеке, не за что будет зацепиться в нас самих.
В воздержании и соблюдении есть глубокий смысл. Они не только представляют собой
условную мораль; это практические принципы, которые придают жизни гармонию, соответствующую
сознанию йога.
Очищение сознания и тела также подготавливает весь человеческий организм к более высокому
«напряжению», придает ему силу для восприятия духовной энергии в состоянии просветления.
Поза подразумевает способность оставаться неподвижным в одном и том же положении долгий
период времени. Сущность поз в придании неподвижности душе и телу. Патанджали пишет, что поза
это устойчивость и комфорт. Она требует релаксации и медитации о неподвижном (Yoga Sutras, II: 46-
47). В Индии адепты йоги прилагают усилия к тому, чтобы постепенно увеличивать время нахождения в
одной позе. Считается, что ученик овладел позой, если он может находиться в ней три часа, не
пошевелившись.
Фундаментальный и уникальный в своем роде аспект йоги
контроль жизненной энергии.
Оригинальный санскритский термин пранайама (pranayama) часто неправильно переводится как
«контроль дыхания». Дыхательные упражнения замедляют обмен веществ и освобождают жизненную
|