В основании отдельных видов йоги заложены четкие фундаментальные принципы. Путь йоги
это процесс отказа сознания от взаимодействия с внешним миром и возвращение его к источнику «я».
Приверженец карма-йоги стремится осознавать свои поступки, однако его не привлекает сам поступок
или его последствия. Бхакти-йога пытается поддерживать состояние любви и преданности одному
человеку или изображению, символизирующему дух, или «я». Джнана-йога видит поиск «я» в том,
чтобы возвратить сознание к истокам мысли и отвергнуть все не-«я».
Рамакришна, великий йог, писал:
«Секрет йоги в том, что единение с богом (йога) не может произойти, если сознание не станет
абсолютно спокойным, каким бы «путем» вы не следовали к божественной реализации. Сознание
всегда подвластно йогу, а не йог сознанию» (1965, р. 186).
«Поистине, кто видит всех существ в Атмане,
И Атмана во всех существах, тот больше не страшится» (Иша Упанишада, 6).
Как мы уже упоминали, «йога» буквально означает «соединение», объединение с «я», или
просветление. В классическом комментарии Вьясы к йога-сутрам Патанджали утверждается, что йога и
есть просветление. Все техники и учения йоги объединяет одна цель просветление и самореализация.
Препятствия духовному росту
Патанджали перечисляет пять видов страданий или их причин: незнание, эгоизм, желание,
отвращение и страх (Yoga Sutras, II: 3).
С помощью техники йоги страдания постепенно ослабляются, благотворно воздействуют аскеза
и самоконтроль, изучение священной литературы и служение. Йог постепенно усиливает
подсознательные тенденции, которые противятся страданиям и ослабляют их влияние. Страдания могут
быть двух видов грубые и утонченные. Волны сознания грубая форма страданий (волны страха,
желаний и так далее). Более утонченные формы страданий это подсознательные тенденции (страха,
желания и так далее), которые сохраняются в сознании до достижения состояния просветления.
Незнание
Незнание является главным препятствием духовного роста. В основе любого страдания
незнание нашей подлинной идентичности. «Незнание причина, все остальное последствия...
Незнание думать о преходящем и непреходящем, о чистом и нечистом, о болезненном и приятном, о
«я» и не-«я» (Yoga Sutras, II: 4-5).
Сознание проецируется вовне от «я» с такой силой, что крайне трудно направить его обратно к
источнику. Интерес к внешнему миру и деятельность органов чувств мешают самоосознанию. Незнание
ошибочно принимает последствия за причину; так, приписывая миру качества и атрибуты «я»,
рассматривая мир как источник опыта, сознание не замечает себя самого как первопричину.
Эгоизм
Эгоизм плод идентификации «я» с телом и мыслями. «Эгоизм есть идентификация смотрящего
со способностью глаза видеть» (Yoga Sutras, II: 6). Идентификация с телом приводит к ощущениям
страха, желания и ограниченности, а идентификация с мыслями ведет к беспокойству и повышенной
эмоциональности.
Желание и отвращение
Патанджали дает простое и изящное определение желания и отвращения:
«Желание это
страстное стремление к удовольствию. Отвращение человек испытывает, когда отшатывается от боли»
(Yoga Sutras, II: 7-8). Страдания связывают человека с меняющимся и колеблющимся внешним миром,
из-за них человек не в состоянии обрести покой внутри себя. Йога помогает человеку преодолевать
сильную чувствительность к боли, удовольствию, успеху, неудаче и другим изменениям внешнего мира.
|