Navigation bar
  Print document Start Previous page
 472 of 726 
Next page End  

Йог хочет обрести свободу от внешнего мира и его давления, он учится контролировать физические,
ментальные и эмоциональные реакции, а не поддаваться им.
«Удовлетворение чувственных желаний не может вас удовлетворить, так как вы сами не
являетесь вашими чувствами. Они всего лишь ваши слуги, а не ваше «я»» (Yogananda, 1968a, р. 60).
За желанием или отвращением возникает привязанность к предмету, который увеличивает
удовольствие или снижает боль. Привязанность возникает от ощущения того, что мы должны сделать
что-то ради нашего удовольствия или удовлетворения. Однако отрицание привязанности не означает,
что йога — это негативное и безрадостное самоограничение. Идея непривязанности подразумевает
получение удовольствия от того, что имеешь, и вместе с тем готовность отказаться от этого без чувства
потери или сожаления.
Молодой ученик, осваивающий йогу, пришел в ужас, когда увидел, как его уважаемый гуру с
наслаждением ест экзотические фрукты и орехи. Казалось, его учитель был поглощен едой, а не
равнодушно ел ради удовлетворения чувства голода. Гуру объяснил юноше, что независимость не
означает отказа от хорошей пищи и других удовольствий; наоборот, надо получать удовольствие, пока
оно есть, и не сожалеть, когда оно недоступно. Тот, кто овладел независимостью, наслаждается
настоящим, не пытаясь его изменить в стремлении получить больше удовольствия или снизить боль.
Страх
Страх есть пятый вид страдания. «Страх и ужас перед смертью затаился даже в душах
обучившихся» (Yoga Sutras, II:9). В своем комментарии к йога-сутрам Пурохит пишет: «Страх смерти
присутствует в душе, а желание и отвращение — это результат прошлого опыта; страх смерти
происходит от умирания в прошлой жизни» (1938, р. 48). Страх возникает, когда мы идентифицируем
себя со смертным телом, вместо того чтобы идентифицировать себя с бессмертным «я».
Структура
Тело
Школы йоги придерживаются различных точек зрения на человеческое тело. Их отношение
колеблется от полного отрицания тела, потому что его считают источником желаний и привязанностей,
до признания тела главным источником физического роста.
«Просвещенный не рождается, не умирает, он не возник откуда-либо, не стал кем-либо;
Нерожденный, постоянный, вечный, изначальный, он не может быть убит, когда убивают тело» (Катха
Упанишада I:II, 18).
В «Бхагавадгите» сказано: «...йога не для привыкшего слишком много есть и не для того, кто
совсем не ест, не для слишком много спящего и бодрствующего» (VI:16). Большинство йогических
учений защищают умеренное отношение к телу: не потворство всем телесным желаниям, но и не слепой
аскетизм.
«Учитесь видеть Бога во всех людях любой расы и убеждений. Вы узнаете, что такое
Божественная любовь, когда почувствуете единство со всеми человеческими существами, но не раньше»
(Yogananda, 1968b).
Социальные отношения
Традиционно йога ассоциировалась с изоляцией от внешнего мира, медитацией в лесных чащах
или пещерах и на далеких горных вершинах. Однако «Бхагавадгита» учит, что у каждого человека есть
свои обязательства и эти обязательства должны быть выполнены независимо от того, подразумевают ли
они отказ от общества или служение ему.
«Свой долг, хотя бы несовершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого.
Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна» («Бхагавадгита», III: 35).
Hosted by uCoz