какой-то конечной или неизменной истины. Можно говорить только о неком уровне понимания,
соответствующем определенному времени и месту. Поскольку условия меняются, то, что кажется
истинным в один момент времени, неизбежно становится ложным или негодным в другие моменты.
Поэтому нельзя говорить, что буддизму присуща какая-то фиксированная доктрина. По-настоящему
принять концепцию непостоянства значит осознать, что никто никогда полностью не становится
Буддой, что даже Будда, или истина, подвержен изменению и может развиваться дальше, или что все
является вечно изменяющейся манифестацией одной и той же реальности, которая также есть Будда.
Буддисты указывают, что изначальная особенность вселенной изменение. Однако
человеческих существ отличает стойкая тенденция воспринимать мир статичным и видеть вещи, а не
текучие и постоянно меняющиеся процессы. Хотя нам представляется, что отдельные аспекты жизни и
природы изолированы друг от друга, в действительности эти элементы связаны между собой,
взаимозависимы.
Возможно, лучшую иллюстрацию буддистской концепции взаимозависимости (interdependence)
дает Тхить Ньят Хань (Thich Nhat Hanh), вьетнамский дзэнский учитель:
«Если вы поэт, то ясно увидите в этом
листе бумаги плывущее облако. Без облака не будет
дождя; без дождя не вырастут деревья; а без деревьев мы не сможем изготовить бумагу. Облако
необходимо для того, чтобы существовала бумага...
Если мы всмотримся в этот лист бумаги еще более внимательно, то сможем увидеть в нем
солнечный свет. Без солнечного света не сможет вырасти лес. Ничто не сможет вырасти... А если мы
будем всматриваться дальше, то сможем увидеть лесоруба, который валит дерево и доставляет его на
фабрику, где оно превратится в бумагу. И мы увидим пшеницу Мы знаем, что лесоруб не сможет
существовать, если не будет ежедневно есть хлеб, и, следовательно, пшеница, которая стала его
буханкой хлеба, также в этом листе бумаги. В нем также отец и мать лесоруба...
Тем самым мы видим, что здесь, с этим листом бумаги все... Все сосуществует с этим листом
бумаги... Вы не можете быть сами по себе... Этот лист бумаги может, поскольку в нем заключено все
остальное» (Hanh, 1988, p. 3-4).
Понять, что все сосуществует и находится в постоянном движении, значит, воспринять мир
совершенно иным образом.
Отсутствие «я» (selflessness)
Некоторые религии учат, что «я», или душа, неизменно и неуничтожимо. Однако буддистская
концепция непостоянства распространяется и на наше самое сокровенное «я».
Концепция отсутствия «я» гласит, что нет какой-то бессмертной души или вечного «я», которые
присутствовали бы в каждом индивиде. Человек рассматривается как набор элементов, каждый из
которых непостоянен и все время меняется. Согласно Будде, человек это совокупность пяти
основных факторов: тела, восприятия, ощущения, сознания и умственной деятельности (мыслей,
намерений и т. д.). Термин «я» это всего лишь удобное лингвистическое средство для наименования
вечно меняющегося набора черт, которые характеризуют человека.
Другими словами, наше тело и наша личность состоят из подверженных смерти, постоянно
меняющихся компонентов. Человек это не более чем паттерн, образованный временным
взаимодействием этих составных частей. Когда части погибают, то же самое происходит и с человеком.
Никакая часть нас не пребывает вечно, хотя последствия наших мыслей и действий могут иметь
продолжение во времени.
Обособленного «я» лишены не только человеческие существа, но и все прочие объекты, в том
числе деревья, горы, растения и животные. Во-первых, они не могут существовать иначе как во
взаимозависимости или сосуществуя со всеми вещами. Во-вторых, все вещи это конгломераты, или
временные, непостоянные совокупности каких-то частей.
Неудовлетворенность (dissatisfaction)
Неудовлетворенность, или страдание, третья характеристика существования. Она включает в
|