Navigation bar
  Print document Start Previous page
 485 of 726 
Next page End  

себя рождение, смерть, увядание, печаль, боль, горе, отчаяние и само существование. Причиной
страдания является не окружающий нас мир, а мы сами. Оно заключено в ограниченном эго —
относительном сознании — каждого индивида. Буддистское учение призвано помочь нам преодолеть
наше чувство «я». Мы можем испытать чувство подлинной удовлетворенности собой и миром только
посредством изменения самих себя.
Неверна такая интерпретация принципа неудовлетворенности, которая постулирует лишь то, что
страдание является неизбежной частью существования. Будда учил, что источник страданий заключен
внутри человека, и сделал оптимистичный вывод, что можно предпринять определенные шаги по
избавлению людей от их изначальной неудовлетворенности.
Четыре благородные истины
Гаутама пытался найти способ преодоления страдания и ограниченности, которые, как он видел,
составляют неизбежную часть человеческой жизни. «Совершив то, что явилось, вероятно, наиболее
значимым психологическим открытием всех времен, Будда осознал универсальность страдания, его
причину, его преодолимость и путь к достижению такого освобождения» (Mosig, 1990, р. 53). Он
сформулировал этот диагноз и рецепт в виде Четырех благородных истин.
«Мы — это то, о чем мы думаем, уже являясь тем, о чем мы думали раньше» (Dhammapada, Lal,
1967).
Существование неудовлетворенности
Первая Истина — это существование неудовлетворенности. Учитывая внутреннее состояние
среднего человека, неудовлетворенность (или страдание) неизбежна.
Страсть (craving) как корень неудовлетворенности
Вторая Истина состоит в том, что неудовлетворенность является следствием страсти или
желания. Большинство людей испытывают привязанность ко всему позитивному и приятному и
отвращение ко всему негативному и причиняющему боль. Страсть порождает неустойчивое состояние
ума, при котором настоящее никогда не приносит удовлетворения. Если наши желания не утолены,
нами движет потребность изменить настоящее. Если мы удовлетворены, тогда мы начинаем бояться
изменений, которые ведут к новым разочарованиям и неудовлетворенности. Поскольку все вещи
преходящи, радость от исполнения желаний умеряется пониманием того, что наше удовольствие носит
временный характер. Следовательно, мы постоянно желаем, чтобы положение вещей было иным,
нежели то, каково оно в настоящий момент. Чем сильнее страсть, тем больше наша
неудовлетворенность, поскольку мы знаем, что наслаждаться достигнутым мы будем недолго.
«Человек охвачен своими желаниями, подобно пауку, опутанному собственной паутиной»
(Dhammapada, Lal, 1967).
Искоренение страсти
Третья Истина заключается в том, что искоренение страсти ведет к избавлению от страдания.
Согласно буддистской доктрине, можно научиться принимать мир таким, каков он есть, не испытывая
при этом чувства неудовлетворения из-за его недостатков. Искоренение страсти не означает
уничтожения всех желаний. Если ваше благоденствие зависит от исполнения ваших хотений или если
ваши желания управляют вами, тогда это нездоровые страсти и они должны быть укрощены. Другие
желания — например, есть и спать — жизненно необходимы. Желания также способствуют
повышению нашего осознания. Если все наши хотения будут немедленно удовлетворяться, мы можем
легко скатиться в пассивное, бездумное состояние самодовольства. Приятие мира предполагает
спокойное состояние наслаждения осуществленными желаниями без жалоб на те неизбежные периоды,
когда сбываются не все наши мечты. Мы учимся признавать, что жизнь такова, какая она есть, и не
Hosted by uCoz