сосредоточение внимания на дыхании, ощущениях и умственной деятельности, которые способствуют
правильной внимательности.
«Если нам кажется, что мы слышим, тогда мы перестаем слушать.
Если нам кажется, что мы видим, тогда мы перестаем смотреть.
Если нам кажется, что мы знаем, тогда мы перестаем искать (буддистская поговорка).»
Буддистская психология различает общую умственную деятельность и ее конкретные проявления.
Наблюдая за своей умственной деятельностью, человек должен осознать, не предается ли его ум
ненависти, заблуждению, похоти, праздности или любым другим негативным импульсам. Фокусируя
свое внимание на конкретных идеях и представлениях, человек узнает, каким образом они появляются и
исчезают, как они формируются, как они подавляются и т. д.
Правильное сосредоточение имеет отношение к развитию ментальной «мускулатуры»,
призванной облегчить достижение других аспектов пути.
Мудрость включает в себя правильное мышление и правильное понимание. Правильное
мышление предполагает беспристрастность, любовь и ненасилие. Правильное понимание
это
понимание мира таким, каков он есть, достигаемое усердной работой над Четырьмя благородными
истинами. В буддистской психологии выделяют два уровня понимания. Первый это знание, развитая
память и способность схватить суть вопроса. Второй предполагает глубокое понимание, при котором
вещи предстают в своей естественной форме, не искаженные наименованиями и ярлыками. Этот вид
осознания возможен только в том случае, когда ум избавлен от всего его загрязняющего и полностью
развит путем медитации.
«Для дзэнского монаха первичной предпосылкой совершенствования является практика
сосредоточенного дзадзэн. Не задумываясь над тем, кто умен, а кто неразумен, кто мудр, а кто глуп,
просто выполняйте дзадзэн. Тогда вы будете быстро прогрессировать» (Dogen in: Kennett, 1976).
Медитация
Слово дзэн происходит от санскритского слова dhyana,
означающего «медитация», которое
превратилось в китайское ch'an (чань) и японское zen (дзэн). Медитация является в дзэн ключевой
практикой. Существует два основных вида дзэнской медитации, или дзадзэн (zazen) (буквально
«сидячий дзэн»). Человек может либо просто сидеть, предаваясь сосредоточенному осознанию, либо
сфокусировать свое внимание на коане.
Медитация над коаном
Коан (koan) это вопрос или задача, которые не могут быть разрешены путем одного лишь
размышления или логики. Коаны используются в настоящее время в дзэнской школе Риндзай, с тем
чтобы испытать учеников, заставить их выйти за границы мышления и помочь им установить контакт
со своим более глубоким, просветленным умом.
Большое число коанов мы обнаруживаем в диалогах дзэнских учеников и наставников. Другие
встречаются в вопросах, с помощью которых дзэнские наставники пытались стимулировать или
пробудить понимание ученика. Коаны живо и непосредственно иллюстрируют какой-то аспект
глубокого понимания буддизма дзэнским наставником. Как правило, они парадоксальны и лишены
логики, вынуждая вопрошающего выходить за рамки ограничений, присущих тем категориям, с
помощью которых он оценивал свой опыт до этого момента.
Один из самых известных коанов называется Му:
«Монах совершенно серьезно спросил Дзесю
[Дзесю Дзюсин (кит. Чжао-чжоу Цун-шэнь),
знаменитый китайский дзэнский наставник (778897).
Прим. перев.]: «Обладает или нет собака
природой Будды?» Дзесю произнес в ответ: «Му!»»
Монаху не давала покоя буддистская догма, гласящая, что все способные чувствовать существа
обладают природой Будды. (В Китае в то время собаку считали нечистым животным, самым низким из
всех, и монаха всерьез занимал вопрос, можно ли утверждать, что такое низкое создание обладает
природой Будды.)
|