Navigation bar
  Print document Start Previous page
 488 of 726 
Next page End  

Ответ Дзесю можно истолковать как «Ничего!» или рассматривать всего лишь как восклицание.
Это вовсе не утвердительный или отрицательный ответ. Дзесю сумел избежать ловушки, в которую он
бы попал, если бы признал правомерным предположение монаха, что существует некая субстанция,
называемая природой Будды, которой можно обладать. Му
— это решительное отрицание
дуалистического мышления, окно, сквозь которое ученик может смотреть на мир, заняв
недуалистическую позицию Дзесю. Другой дзэнский наставник дает такой комментарий: «Тем самым
становится понятно, что Му
не имеет ничего общего с тем, существует или не существует природа
Будды, — оно само является природой Будды» (Kapleau, 1965, р. 76).
«Все, что вам нужно сделать, — это отказаться от накопления знаний, уйти в себя и последить за
собой. Если вы сумеете отбросить тело и мысли естественным образом, сознание Будды немедленно
даст о себе знать» (Evening Service [Вечерняя служба. — Прим. перев.] in: Kennett, 1976).
Медитируя над этим коаном, человек не должен предаваться интеллектуальным размышлениям
над вопросом и ответом или над тем, что за ними скрывается. Цель коана — помочь дзэнским ученикам
осознать их собственное неведение, побудить их выйти за рамки абстрактного теоретизирования и
искать истину внутри себя. Изучение коана всегда происходит под руководством опытного наставника,
который проводит с учеником регулярные беседы. Один дзэнский учитель дал следующие наставления
ученикам, работавшим над коаном:
«Пусть каждый из вас станет сплошной массой сомнений и вопросов. Сосредоточьтесь на My и
полностью проникнитесь им. Проникнуться My — значит достичь абсолютного единства с ним. Как же
можно достичь этого единства? Цепко держась за My день и ночь!.. Постоянно фокусируйте на нем свой
ум. Не интерпретируйте My
как небытие и не осмысляйте его в терминах существования или
несуществования. Другими словами, вы не должны рассматривать My
как какую-то проблему,
подразумевающую существование или несуществование природы Будды. Тогда что же вам следует
делать? Перестать размышлять и целиком сосредоточиться на My — одном только My!» (Kapleau, 1965, p.
79).
В дзэнской школе Сото ученикам говорят, что наиболее важный аспект обучения связан с их
повседневной жизнью и что они должны научиться работать со своим личным коаном, загадкой
повседневной жизни, какой она явлена каждому человеку.
Личный коан не имеет какого-то окончательного решения. С проблемой можно справиться,
только изменив свою точку зрения — процесс, являющийся следствием изменения собственной
личности. Проблема остается той же, меняется лишь отношение человека к ней и то, как он за нее
берется. Человек так и не находит решения коана, но научается подходить к нему с более широких
позиций. Например, Гаутама начал свой религиозный поиск в надежде разрешить коан болезни,
старости и смерти. Эти проблемы остались даже после того, как он стал Буддой. Будда не обрел
бессмертия и не остался вечно молодым; однако его новый уровень понимания вышел за рамки его
прежней личной обеспокоенности этими вопросами.
«Как кузнец устраняет изъяны на серебряном изделии, так
мудрый человек устраняет изъяны в
себе, не торопясь, один за другим, осторожно» (Dhammapada, Lal, 1967).
У некоторых людей их личный коан вызывает чувство собственной неполноценности,
ощущение, что им не хватает знаний или способностей. У других же их основной коан пробуждает
чувство самодовольства, ощущение, что им не требуется делать никаких дальнейших шагов или
самоанализа, ведущих к изменению личности.
«Обычное сидение»
Подход школы Сото к медитации можно рассматривать как «обычное сидение», не требующее
размышления над коаном или иной задачей. Медитирующий старается сохранить состояние
сосредоточенного осознания, пребывая в котором он не напряжен и не расслаблен, а полностью
мобилизован. Это состояние напоминает ситуацию, когда человек сидит у края дороги и наблюдает за
проезжающим транспортом. Медитирующий следит за проносящимися мыслями, не позволяя им себя
увлечь и тем самым забывая о своем состоянии осознанного наблюдения.
Дзадзэн —
это проявление веры в неисчерпаемость вселенной и в нашу собственную
Hosted by uCoz