опираются на него. Колени и копчик образуют треугольник.
Голову нужно держать прямо, не наклоняя ее ни вперед, ни назад. Подбородок втянут. Если ваша
голова будет находиться в правильном положении, вы практически не почувствуете ее веса.
Расположите кисть левой руки поверх кисти правой в районе паха, при этом большие пальцы слегка
соприкасаются, а ладони смотрят вверх.
Сядьте перед стеной на достаточном расстоянии от нее (примерно 6 футов [Около 180 см.
Прим . перев.]), с тем чтобы вам было удобно сфокусировать свой взгляд на стене. Опустите глаза,
направив их на какое-нибудь подходящее место на стене. Не закрывайте их полностью.
Покачайтесь из стороны в сторону, вперед и назад, чтобы найти наиболее удобную прямую позу.
Слегка приподнимите грудную клетку, чтобы уменьшить давление на нижнюю часть спины и позволить
своему позвоночнику изогнуться естественным образом. Сделайте два-три медленных, глубоких вдоха,
перед тем как начнете сосредоточиваться.
Теперь следует та часть, которую легче всего описать и сложнее всего выполнить. Просто сидите.
Не пытайтесь что-либо делать. Но при этом не пытайтесь и ничего не делать. Просто сидите, сохраняя
позитивный душевный настрой. Попробуйте выполнять это упражнение в течение, по крайней мере,
пяти-десяти минут каждый день в продолжение недели. Оно позволит вам узнать кое-что о дзэн, а
также о природе вашего ума.
Кеннетт дает более подробные инструкции, касающиеся умственной деятельности во время
медитации:
«Не прилагайте сознательных попыток к тому, чтобы подумать о чем-то, и не прилагайте
сознательных попыток к тому, чтобы ни о чем не думать; другими словами, мысли должны свободно
проникать в вашу голову; вы можете либо поиграть с ними, либо просто сидеть и смотреть, как они
проходят сквозь вашу голову и выходят из нее с противоположной стороны. Это все, что вам
необходимо делать, просто продолжайте сидеть; не волнуйтесь по поводу своих мыслей, не
позволяйте им завладеть вами и не пытайтесь прогнать их и то, и другое будет ошибкой...
Я часто привожу в пример ситуацию, когда кто-то сидит под мостом и наблюдает за
проезжающим транспортом. Вы должны наблюдать за мыслями, которые снуют взад и вперед, но ни в
коем случае не беспокоиться по их поводу.
---
Внимательность (mindfulness)
Дзэнский учитель Тхить Ньят Хань дал такое красноречивое описание практики внимательности
в повседневной жизни:
«Вы должны практиковать медитацию, когда вы идете, стоите, лежите, сидите и работаете, в то
время, когда вы моете руки, моете посуду, подметаете пол, пьете чай, беседуете с друзьями или делаете
что бы то ни было еще. Во время мытья посуды вы можете думать об ожидающем вас чае и тем самым
постараться закончить эту работу как можно быстрее, чтобы сесть и начать пить чай. Но это означает,
что вы неспособны жить в то время, когда вы моете посуду. Когда вы моете посуду, мытье посуды
должно быть самым важным делом в вашей жизни...
Когда человек моет посуду, он должен лишь мыть посуду, а это означает, что, когда человек моет
посуду, он должен полностью осознавать тот факт, что он моет посуду. На первый взгляд, все это может
показаться довольно глупым: зачем уделять так много внимания простой вещи? Но в этом вся суть. То,
что я стою здесь и мою эти чашки, дивная реальность. Я являюсь целиком и полностью самим собой,
слежу за своим дыханием, сознаю свое присутствие и свои мысли и действия. Меня нельзя бездумно
швырять, как бутылку, подбрасываемую в разные стороны волнами» (1976, р. 3-4, 23-24).
«Во время выполнения дзадзэн не игнорируйте появляющиеся мысли, но и не дорожите ими;
лишь обшаривайте свой ум [или сердце] в поисках источника этих мыслей» (дзэнский учитель Бассуй
[Бассуй Токусе, знаменитый японский монах, последователь школы Риндзай (13271387).
Прим.
перев.]).
Медитация и внимательность сопутствуют друг другу. Медитация позволяет нам привнести в
свою повседневную жизнь внутреннюю невозмутимость и повышенное осознание. Внимательность
|