различных священных текстов и жизнеописаний буддийских мудрецов приводит к интеллектуальному
пониманию основных буддийских истин, однако, ученик еще не убедился в этих истинах на личном
опыте. «Он еще неспособен отличить добро от зла, а истину от лжи. Он еще не вошел во врата, но уже
видит то, что предположительно является следами Быка». (Хакуин из книги Капло, Kapleau, 1965, р. 303)
Рис. 17. 3. Первый взгляд на Быка. Вид Быка является для ищущего первым непосредственным
опытом постижения своей собственной природы Будды. Встреча с Быком не результат изучения или
абстрактного созерцания, становится возможной благодаря непосредственному опыту.
Этот первый взгляд длится лишь мгновение; это осознание, которое приходит и уходит. Ученику
требуется дальнейшая дисциплина (послушание), расширяющая и стабилизирующая (цементирующая)
его опыт.
«Если он будет лишь внимательно вслушиваться в звуки повседневной жизни, к нему придет
осознание, и в этот момент он увидит сам Источник. Его ...ощущения и есть не что иное, как этот
истинный Источник. В каждом деянии (форме жизнедеятельности) Источник проявляет себя. Он
подобен соли в воде или связующему в красителе» (Хакуин из книги Капло, Kapleau, 1965, р. 304).
Рис. 17.4. Поимка быка. Теперь ученик дзэн должен убедиться в том, что буддийская
самодисциплина пронизывает всю его повседневную жизнь. Цель ее состоит в распространении
осознанности своей природы Будды на все формы жизнедеятельности и в проявлении этой
осознанности при любых обстоятельствах. Бык здесь символизирует сырую (первичную) энергию и
силу природы Будды. Вследствие огромного давления внешнего мира, Быка трудно удержать под
контролем. Если строгая дисциплина сейчас будет прекращена, эта сила и энергия могут рассеяться.
«Сегодня он встретил Быка, который уже давно скакал по полям и наконец схватил его. Столь
долго Бык наслаждался условиями своей жизни (своей свободой), что сломать его старые привычки
нелегко. Он продолжает тосковать по благоухающей траве, он все еще упрям и необъезжен. Чтобы
окончательно приручить его, человек должен использовать свой кнут» (Хакуин из книги Капло, Kapleau,
1965, р. 305).
Рис. 17. 5. Приручение Быка. Не требующая усилий близость или дружба наконец достигнута.
Ощущение борьбы ушло. Это стадия строгого и безупречного послушания. В каждом действии, в каждой
мысли начинает отражаться его истинное «я». Индивидуум без устали работает над тем, чтобы
проявлять свой Буддизм постоянно, беспрерывно. Лишь поскольку следы иллюзии еще сохранились,
существует различие между ищущим и Быком.
«Он должен крепко удерживать узду и не позволять Быку бродить самому по себе, особенно в
мутные затоны, в которые тот удалится. При надлежащем обращении он станет чистым и кротким. Без
привязи, он охотно последует за своим хозяином» (Хакуин из книги Капло, Kapleau, 1965, р. 306).
Рис. 17. 6. Поездка домой на Быке. Битва позади. Ученик становится мудрецом. Хотя Бык еще
рассматривается как отделенный от него, взаимоотношения между человеком и Быком столь близки, что
он может оседлать его без усилий, не нуждаясь в том, чтобы обращать хоть малейшее внимание на то,
куда идет Бык. Жизнь становится простой, естественной и спонтанной. Формальная внешняя
дисциплина более не является необходимой, после того как осознание своей природы Будды прочно
заякорено. Послушание, которое ранее воспринималось как бремя, теперь радушно принимается как
источник подлинной свободы и удовлетворения.
«"Приобретения" и "потери" больше не тревожат его. Он напевает простой мотив лесника и
наигрывает простые песенки деревенских детей. Оседлав спину Быка, он безмятежно смотрит на облака
в небе. Он не поворачивает головы [в сторону искушений]. И сколько не пытайся расстроить его, он
остается невозмутимым» (Хакуин из книги Капло, Kapleau, 1965, р. 307).
Рис. 17. 7. Бык забыт, только собственное «я». Ищущий вернулся домой, и Бык забыт.
Различия между религиозным и мирским исчезают, поскольку все рассматривается как обладающее
природой Будды. Практика и послушание становятся неотличимыми от повседневной жизни.
|