Находиться в состоянии медитации становится столь же естественным, как ходить и дышать, и оно
больше не ассоциируется с какими-либо мотивами и отделенностью от цели. Все священно, нет больше
различия между просветлением и невежеством.
«В Дхарме [Учении] нет двойственности. Бык и есть его Первоприрода: теперь он узнан. Когда
кролик пойман, капкан больше не нужен, когда поймана рыба, сеть становится бесполезной. Подобно
золоту, отделенному от шлаков, подобно луне, пробившейся сквозь облака, единственный луч сияющего
света светит вечно» (Хакуин из книги Капло, Kapleau, 1965, р. 308).
Рис. 17. 8. Забыты и бык, и собственное «я». Этот образ описывает опыт пустоты,
принципиальной ничтожности всего творения. Выход за рамки индивидуальной природы и природы
Будды достигнут на предыдущей стадии, теперь достигнут выход за рамки самого просветления.
Совершенная окружность, нарисованная одним мазком кисти мастером дзэн, оставлена незамкнутой.
Поскольку круг не замкнут, возможен дальнейший рост. Процесс просветления может продолжаться без
остановок или застоя.
«Все обманчивые чувства исчезли, и представления о святости тоже оставлены. Он не
задерживается в состоянии «Будды» и быстро минует состояние «не-Будды». Даже тысячи глаз [Будд и
патриархов] не различат в нем ни единого конкретного качества. И если сотни птиц станут рассыпать
цветы у его комнаты, ему останется лишь стыдиться себя» (Хакуин из книги Капло, Kapleau, 1965, р.
309).
[Существует легенда о китайском мастере дзэн который был столь свят, что птицы прилетали и
подносили ему цветы, пока он сидел в медитации в своем горном убежище. Когда же он достиг полного
просветления, птицы прекратили делать свои подношения, потому что он больше не излучал ауры, даже
ауры преданности и святости.]
Рис. 17. 9. Возвращение к Источнику. Если восьмая стадия рассматривается как статичный
аспект абсолютной истины, о девятой можно сказать, что она несет в себе признание динамической
природы мира.
Природа не просто пуста или священна, она есть. Если смотреть ясным взором, любой аспект
мира может служить в качестве совершенного зеркала, показывающего нам самих себя. Здесь еще
сохраняется некоторая двойственность между проявлением истины в природе и ее проявлением в
пребывающем в иллюзиях и страдающем человечестве.
Данный уровень должен в конце концов быть углублен, чтобы включить в себя наше
возвращение к человеческой цивилизации.
«Он наблюдает подъемы и спады жизни в мире, ненавязчиво пребывая в состоянии
непоколебимой безмятежности. Эти [подъемы и спады] не являются фантомом или иллюзией [они
исходят из Источника]. К чему же тогда бороться за что-либо? Воды сини, горы зелены. Наедине с собой
он наблюдает, как вещи беспрерывно меняются» (Хакуин из книги Капло, Kapleau, 1965, р. 310).
Рис. 17. 10. Вход в город с жестом благословения. Это заключительная стадия стадия
Бодхисаттвы свободного, дарящего свою помощь все остальным существам без ограничений. Город
символизирует мирскую жизнь, в отличие от дзэнского храма или убежища для созерцания. Бодхисаттва
изображен с большим животом и мешком с вином, перекинутым через плечо. Он готов разделить все
удовольствия и дела этого мира не в силу своих желаний или привязанностей, а для того, чтобы учить
других.
«Ворота его хижины закрыты, даже мудрейший не сможет найти его. Его умственный кругозор
[понятия, мнения, и так далее] наконец оставлен. Он идет своим путем, не пытаясь следовать по стопам
предыдущих стадий. Неся мешок [с вином], он бредет на рынок; опираясь на свой посох, он
возвращается домой. Он ведет владельцев таверн и продавцов рыбы по Пути Будды» (Хакуин из книги
Капло, Kapleau, 1965, р. 303).
Мастер дзэн, осознающий, что все есть Будда, теперь может вернуться к делам своих предыдущих
стадий с новым взглядом на мир.
Помехи росту
|