В буддизме основные помехи росту имеют, как правило, психологический характер. Каждому из
нас присущи три качества, которые представляют собой наиболее труднопреодолимые препятствия:
алчность, ненависть и заблуждение. Еще одна серьезная помеха гордыня.
Алчность, ненависть и заблуждение
Три основных источника страдания, «три огня» буддизма это алчность, ненависть и
заблуждение. Некоторые люди находятся во власти алчности, другие во власти ненависти, третьи
во власти заблуждения. Буквально каждая личность содержит в себе комбинацию этих трех качеств,
одна из которых играет доминирующую роль, хотя их соотношение может меняться в зависимости от
обстоятельств. Некоторые ситуации пробуждают в человеке алчность, тогда как под влиянием других он
впадает в гнев или в заблуждения.
Алчность является основным недостатком большинства людей. Нам хочется иметь больше того,
что мы имеем или что нам необходимо, больше денег, еды, удовольствий. Как правило, дети кажутся
наиболее ненасытными, и часто бывает практически невозможно удовлетворить их аппетиты.
Съеденный леденец лишь пробуждает желание отправить в рот еще один. В буддистских сочинениях те,
кто находится во власти алчности, описаны как подверженные тщеславию, неудовлетворенности,
коварству и любви к обильной, сладкой пище и нарядной одежде (Conze, 1959b).
Те, кто находится во власти ненависти, отличаются раздражительностью и легко впадают в гнев.
Для них жизнь это постоянная череда стычек с врагами, отмщения другим за подлинные и
воображаемые оскорбления и защиты себя от возможного нападения. Те, кем движет ненависть,
склонны затаивать недовольство, умалять достоинства других и страдать от высокомерия, зависти и
скаредности (Conze, 1959b).
Заблуждение связано с общим состоянием замешательства, отсутствия осознания и
нерешительности. Тем, кто более всего подвержен заблуждению, трудно собраться с мыслями или
сохранять верность чему-то. Их реакции и взгляды являются не их собственными, а позаимствованы у
других людей. Те, кто пребывает во власти заблуждения, склонны делать все невнимательно и
неаккуратно. Их поведение отличается леностью, упрямством, неуверенностью, беспокойством и
возбудимостью (Conze, 1959b).
В самом худшем случае эти тенденции могут вылиться в то, что на Западе называют неврозом
или психозом.
Однако, согласно буддистскому мышлению, даже психоз это не более чем временное
усиление одной из этих тенденций. Он, подобно всем прочим психическим и физическим проявлениям,
рассматривается как некое преходящее состояние.
«Один человек побеждает на поле сражения тысячную армию. Другой побеждает себя и он
более велик» (Dhammapada, Lal, 1967).
Работая над собой, можно преодолеть все три препятствия. Алчность можно обратить в
сострадание, ненависть в любовь, а заблуждение в мудрость. Самодисциплина и следование
заповедям Будды дают человеку возможность вступить в борьбу со своей алчностью и обуздать ее.
Буддистское учение с его акцентом на сострадании и уважении к другим людям позволяет нам одержать
победу над ненавистью. Осознание того, что все вокруг это Будда, является противоядием против
заблуждения.
Все заслуживает нашей глубочайшей заботы и внимания, поскольку все является
манифестацией природы Будды.
«Ум беспокоен. Нужно его обуздать. Дисциплинированный ум это путь к нирване»
(Dhammapada, Lal, 1967).
Гордыня (pride)
Еще одной помехой росту может быть гордыня. Ее следствиями могут стать отсутствие уважения
к наставнику и искажение учения. Любой дзэнский наставник постарается помочь ученикам распознать
свою гордыню и эготизм. Один из дзэнских патриархов указывал: «Если учение, которое вы слышите от
дзэнского наставника, противоречит вашему собственному взгляду, это, скорее всего, хороший дзэнский
|