наставник» (Dogen in: Kennett, 1976, p. 111).
«Понять «я» не значит быть им довольным; не быть довольным «я» значит желать как-то его
изменить; а желать как-то его изменить значит изучать буддизм» (Dogen in: Kennett, 1976).
Гордыня может проявиться буквально на любом этапе обучения, даже после кэнсе.
Обычно
непосредственный опыт кэнсе служит подтверждением того, что ученик понимает буддизм и его
уверенность в правильности буддистского учения становится непоколебимой. Однако на этой стадии
многие ученики начинают думать, что они уже все познали, что они полностью понимают буддизм и
более не нуждаются в наставнике.
Хороший наставник настоит на том, чтобы ученик в этот период продолжил обучение и
выполнение регулярных обязанностей, дабы быть уверенным, что гордыня и честолюбие не исказят его
первичное глубокое понимание буддизма. Если на этой стадии дает о себе знать заблуждение, его
бывает трудно преодолеть, поскольку убеждения ученика теперь прочно укоренены в фактическом
опыте. Если обучение будет продолжено, ученики смогут победить неизбежную гордыню и чувство
святости, или то, что некоторые дзэнские учителя называли «запахом просветления» или «зловонием
дзэн». Ученику следует напоминать о доктрине непостоянства и о том, что обучение в буддизме
бесконечно.
Структура
Тело
В отношении человека к телу первостепенное значение имеет буддистская концепция
Срединного пути. Она не предполагает ни полного потворства собственным желаниям, ни крайнего
аскетизма или умерщвления плоти.
«И ваша жизнь, и ваше тело заслуживают любви и уважения, ибо именно с их помощью
практикуется Истина и обнаруживает себя сила Будды» (Dogen in: Kennett, 1976).
В дзэнских храмах во время обеденного церемониала звучат следующие заверения:
«Первый кусок во имя того, чтобы избавиться от всех пороков.
Второй кусок во имя того, чтобы наше обучение было совершенным.
Третий кусок во имя того, чтобы помогать всем существам.
Мы молимся, чтобы все могли стать просветленными.
Мы должны задуматься о тех путях и средствах, какими эта пища была приготовлена.
Мы должны дать оценку своим заслугам, когда ее принимаем.
Мы должны оградить себя от порока, избавившись от алчных мыслей.
Мы будем есть, дабы не обессилеть и не умереть.
Мы принимаем эту пищу, чтобы мы могли стать просветленными.» (Mealtime Ceremonial in:
Kennett, 1976, p. 236-237).
Комментируя дзэнский подход к принятию пищи, один дзэнский учитель написал следующее:
«Если вы можете произносить нараспев буддистское учение во время еды, вы очень
счастливый человек... Если вы завтракаете, чтобы принести свои тело и ум в жертву Будде, какой же вы
счастливый! Приносить свои тело и ум в жертву Будде значит приносить их в жертву пустоте или,
другими словами, чистому восприятию человеческой деятельности» (Katagiri, 1988, р. 9).
Хякудзе, положивший начало дзэнской монастырской жизни, всегда работал со своими
монахами, когда те занимались физическим трудом, даже в то время, когда ему было за 80. Хотя его
ученики всеми силами пытались воспрепятствовать этому, он стоял на своем, говоря: «Я не приобрел
никаких заслуг, чтобы заслуживать иного отношения; если я не работаю, я не имею права есть свою
порцию» (Ogata, 1959, р. 43).
Тело это средство служения другим людям и собственному поиску истины. Именно поэтому о
нем следует заботиться.
Социальные отношения
|