Navigation bar
  Print document Start Previous page
 504 of 726 
Next page End  

ограниченное значение и что его нужно изучать и практиковать в религиозном ключе:
«В каком-то смысле буддизм как психология продолжает оставаться частью культуры
человечества, влияя на жизнь американцев, но не пронизывая ее. Для того чтобы буддизм начал
пронизывать жизнь американцев, он должен быть воспринят как религия, а дзадзэн должен быть
практикуем как самоцель... В XIX в. западные люди не воспринимали буддизм как религию, поскольку
им казалось, что в нем нет молитвы; он не был тем, что называют богооткровенной религией... Хотя и
может показаться, что в буддизме нет молитвы, но в нем есть дхьяна. Дхьяна означает дзадзэн
(медитация), и дхьяна — в точности то же самое, что молитва. Шакьямуни Будда говорит, что Дхарма —
это свет, на который вы можете положиться, «я» — это свет, на который вы можете положиться, но это
«я» — в действительности «я», опирающееся на Дхарму... или на саму Истину Пусть буддизм — не
богооткровенная религия, зато религия пробужденная, он пробуждает к «я» или к Истине» (Katagiri, 1988,
р. 98).
Литература, посвященная дзэн-буддизму, продолжает расти. Широкой популярностью
пользуются труды Тхить Ньят Ханя (Hanh, 1976, 1987, 1988, 1992, 1993, 1996), а также Катагири (Katagiri,
1988) и Дэсимару (Deshimaru, 1985, 1987, 1991).
Теория из первоисточника. Отрывки из «Дикого белого гуся» ("The wild, white goose")
Нижеследующие отрывки взяты из дневника — названного «Дикий белый гусь» — Дзию Кеннетт
(1977 а), британки, обучавшейся в течение многих лет в крупном дзэнском учебно-религиозном центре в
Японии. Она основала дзэнский центр Шаста-эбби на горе Шаста в Калифорнии и написала несколько
прекрасных книг о дзэн.
11 января
Почтенный Хадзимэ позвал меня в свою комнату ранним вечером, с тем чтобы мы могли как
можно больше поработать над переводом, до того как прозвенит звонок ко сну...
«Шакьямуни
[На санскрите Шакьямуни означает «мудрец из Шакьев». Это один из терминов,
часто прилагаемых к Будде, Сиддхартхе Гаутаме, царевиче из рода Шакьев.] Будда и я образуем одно
целое, также как образуют его с ним и мной все буддисты, и не только все буддисты, но и все люди и
все вещи, как одушевленные, так и неодушевленные. И при этом никто из нас не имеет ничего общего с
Шакьямуни Буддой». Я сделала минутную паузу, с тем чтобы он мог хорошенько осмыслить то, что я
написала, затем продолжила. «Шакьямуни Будда не имеет никакого значения в настоящее время, и
Шакьямуни Будда вечно живет во мне».
Он молчал, просто внимательно всматриваясь в мои глаза; затем он тихо заговорил.
«Ты должна попросить Дзэндзи Саму о Переводе», — сказал он.
[Кеннетт:] «Если Перевод — то, что я разумею под этим словом, тогда я вас не понимаю.
Насколько я знаю, Перевод получают, когда обучение полностью закончено и учитель хочет дать
ученику свою печать одобрения, перед тем как тот отправится обучать других. Я совершенно к этому не
готова».
[Хадзимэ:] «Это распространенное заблуждение. Считается, что это передача печатей учителя
человеку, который, как учитель знает, понял свою Собственную Природу, но их дают только тогда, когда
учитель уверен, что данный ученик каждую минуту своей жизни рассматривает свое обучение лишь как
начало, а не когда он думает о нем как о чем-то завершенном. Другими словами, не тогда, когда он
считает себя просветленным и избавленным от необходимости делать что-либо еще. „Гятэ, гятэ“
Ханнясинге следует понимать как „идет, идет“, а не как „ушел, ушел“».
[Кеннетт:] «Должен ли человек достичь великого кэнсе [просветления], до того как подобное
может иметь место? Все, что со мной произошло в октябре, — это осознание того, что я должна учиться
каждый день своей жизни и что я являюсь худшим из существующих учеников»...
16 января
...У меня не осталось ни одной части, которую еще можно было бы отсечь. Нет эмоций, чувств,
мыслей, слов, поступков, которые не исходили бы из Сознания Будды. Я сказала об этом [Почтенному
Хадзимэ] и продолжила: «Тогда половой акт — это часть Природы Будды, которая выражает ее на
Hosted by uCoz