сегодняшний день, чем они были при его жизни. Те, кто хочет изучать душевную жизнь человека или
попытаться понять других людей, должны руководствоваться основным утверждением Фрейда, что
этого можно достичь, изучая свою собственную внутреннюю жизнь.
Наша позиция заключается в признании того факта, что существуют периоды в жизни человека,
когда описание, данное Фрейдом о роли сознательных и бессознательных процессов, оказывается
личным открытием. Ошеломляющее воздействие его мышления может осветить какую-то сторону
вашего собственного характера или характера другого человека и отослать вас впоследствии к его
другим работам. В иные периоды жизни его взгляды кажутся нам неприемлемыми, идеи далекими,
запутанными и не относящимися к делу.
Но вне зависимости от времени, Фрейд это фигура в психологии, с которой следует считаться.
Его работы вызывают у каждого человека свое личное, индивидуальное отношение. Когда мы
просматриваем его книги, накопившиеся на наших полках, то перечитываем в них свои собственные
заметки на полях, некоторые хвалебного свойства, а некоторые осуждающего. К нему нельзя
относиться несерьезно, потому что он обсуждает и описывает проблемы, которые возникают в жизни
каждого человека.
Каково бы ни было ваше отношение к идеям Фрейда, сам Фрейд дал бы совет рассматривать это
отношение как индикатор состояния вашей собственной психики, а также здравой реакции на его
работы.
Напомним слова поэта У. X. Одена (W. H. Auden) о Фрейде: «Хотя часто он был неправ, а
временами абсурден, теперь для нас он является не просто человеком, а выразителем состояния
общественного мнения в целом» (1945).
Выводы для индивидуального развития
Чтобы получить ключ к разгадке собственного поведения, нужно исследовать свой внутренний
мир, однако это чрезвычайно трудная задача, потому что вы, с различной степенью успеха, скрываете
эти же ключи от самих себя.
Фрейд предполагает, что поведение в целом взаимосвязано и не существует случайностей с
психологической точки зрения: ваш выбор людей, мест, пищи, развлечений проистекает из внутреннего
опыта, который вы не помните или не можете вспомнить. Любая мысль и любая манера поведения
имеют значение.
Если ваша память о прошедших событиях фактически представляет собой смешение точных
воспоминаний и воспоминаний искаженных, искривленных и извращенных, то как же вы можете иметь
представление о том, что произошло в действительности?
Ниже приведен пример того, как два человека могут вспоминать по-разному одно и то же
событие:
«Я отчетливо вспоминаю страдание, возникающее оттого, что меня заставляли в течение долгого
периода в детстве есть в качестве горячего завтрака кашу. Я ясно помню это, ощущаю всем своим
существом. Я могу вспомнить столовую, свое место, стол, чувство тошноты, подступающее к горлу,
попытки отсрочки, ожидание того момента, когда взрослые устанут от меня и оставят в одиночестве с
полупустой тарелкой теперь холодной, застывшей каши; все еще отчетливы в памяти мои попытки
уничтожить вкус каши с помощью сахара. До сих пор я не могу смотреть на тарелку горячей овсянки без
этого натиска детских воспоминаний. Я помню, что я месяцами сражался с моей матерью по этому
поводу. Несколько лет назад я обсуждал это с ней. Она помнила события отчетливо, но в ее
представлении это был непродолжительный период, несколько дней, возможно, неделя или две в
крайнем случае; и она была удивлена тем, что я помню обо всем так подробно. Мне предстоит решение
принять ее воспоминания или мои.»
Из рассмотрения этой истории вытекает осознание того факта, что ни тот, ни другой человек
сознательно не лжет, тем не менее их рассказы совершенно различны. Вероятно, не существует способа
узнать когда-либо действительные события этой истории. Историческая истина недоступна; остаются
только воспоминания, искаженные с обеих сторон процессом подавления и искривления, а также
проекции и переработки.
|