«Мы стремимся к личной независимости, но чтобы узнать наше истинное «я», нам следует
отказаться от поведения, которое защищает эго и разделяет нас. Мы нуждаемся в том, чтобы открыться
другим в этой сфере Любви... Только тогда, когда мы начинаем с любовью открываться другим, наше
изолированное эго может измениться» (Helminski, 1992, р. 15).
Газали писал, что для истинной дружбы необходимо выполнение следующих восьми
обязательств:
«1. Материальная помощь. Вы должны помогать своим товарищам пищей, деньгами или чем-то
другим, в чем они нуждаются для выживания или развития.
2. Личная поддержка. Если они больны, навестите их, если они чем-то занимаются, помогите
им, если они о чем-то забыли, напомните им.
3. Уважение. Вы не должны высказывать недовольства по поводу их ошибок и говорить об этих
ошибках другим. Не следует давать советы, которыми, как вы сами знаете, человек не сможет
воспользоваться.
4. Похвала и внимание. Вы должны хвалить друзей за их хорошие качества и дать им
почувствовать, что вы о них заботитесь.
5. Прощение. Полезно прощать другим их ошибки.
6. Молитва. Вы должны молиться о благополучии своих товарищей так же ревностно, как вы
молитесь о своем благополучии.
7. Преданность. Ваша дружба должна быть такой крепкой, чтобы на вас могли положиться те,
кто вам доверился.
8. Устранение беспокойства. Не следует создавать неловких или трудных ситуаций, в которых
могут оказаться ваши друзья. Вы не должны обременять других» (Al-Ghazzali, 1975, р. 33).
«Ты не попадешь в рай, пока не уверуешь, а веры не будет до тех пор, пока не возлюбишь
ближнего. Позволь мне вести тебя к тому, из чего возникает любовь: принимай и встречай приветом
всех без исключения» (Мухаммед).
Воля
Хотя термин воля встречается в трудах суфиев, он там расплывчат и ему нельзя дать
единственное и четкое определение. «Воля, по мнению суфиев, может менять свою природу, качество и
значение в прямой зависимости от того, какого уровня развития достиг приобщающийся» (Khan, 1974).
В каждом волевом акте заключены замысел, мотивации и возможность совершить этот акт. Существует
также вопрос о соотношении между свободной и Божественной волей.
Свободная воля
Принято считать свободную волю частью человеческой природы. Люди уникальны в своих
склонностях и возможностях совершать действия, которые противоречат законам природы и
несовместимы с физическим, психическим или духовным здоровьем. В отличие от животных у нас есть
способность пренебречь собственными интересами. Одной из главных целей суфизма является
подчинение нашей личной воли воле Божественной.
«Напряжение внимания, при помощи которого мы удерживаем мысль... в этом и состоит секрет
воли» (James, 1899, р. 91).
Божественная воля
В отличие от свободной воли Божественная воля описывается как основной закон природы.
Камень падает, подчиняясь Божественной воле, которая проявляется в явлении гравитации. Одним из
определений понятия «святой» можно считать следующее: «тот, кто совершает каждое действие в
соответствии с Божественной волей». Слово «ислам» означает «покорность», или подчинение
ограниченной личной воли воле Божественной.
«Да свершится воля твоя на земле как и на небесах» (из молитвы).
|